Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священное происхождение медицины
В тибетской культуре медицинское знание имеет священное происхождение и приписывается мудрости будд. История возникновения тибетской медицины сходна с индийской, но начало свое она ведет не от Брамы, как в индуизме, а от последнего Будды предыдущего временного цикла, который и преподал его Браме. Это был Будда Кашьяпа, третий в линии Будд нашей вселенной и предшественник Будды Шакьямуни. Это было очень давно, в далеко отстоящем от нашего временном цикле. Согласно буддийской мифологии, в первый период нашего нынешнего временного цикла, (который делится на четыре юги) люди жили погруженными в состояние глубокого сосредоточения, обладали чудесными силами, тела их испускали свет, и они даже не нуждались в пище. Но однажды, в силу прошлой кармы, кусочек смолы упал на землю, а кто-то поднял его и съел. Этот кто-то заболел. Таким образом, несварение стало первой болезнью и возвестило окончание золотого века. Бог Брама, узнавший о болезни человека, исполнился сострадания и захотел излечить его. В то же самое мгновение Брама вспомнил медицинское наставление Будды Кашьяпы - что кипяченая вода излечивает недуги " пищеварения". Им было назначено лечение. Человек выздоровел. Медицина нашего временного цикла началась. Позднее Брама вспомнил все медицинские поучения, преподанные ему Буддой Кашьяпой. Он передал эти знания близнецам Ашвинам, и в конце концов они спустились в мир людей, к Атрейе, знаменитому наставнику Аюрведы из Таксилы. Атрейя передал их своим ученикам, а они, включая Дживаку, личного врача Будды и святого покровителя тибетской медицины, преподавали и распространяли эти знания дальше. И подобно тому, как в прошлом временном цикле Будда Кашьяпа преподавал медицину, и его наставления вошли в наш временной цикл в только что описанной линии преемственности, так и Будда Шакьямуни наставлял медицине в нынешнем временном цикле. Традиция считает, что Будда передал несколько медицинских поучений. Самым важным событием в медицинской традиции Тибета является тайная трансформация, при которой Будда принял форму Будды Медицины Вайдурьи и дал медицинские наставления, которые дошли до нас как «Чжуд-ши», «Четыре Тантры», —самый важный текст тибетской медицины. Его полное название: «Книга нектара бессмертия сердца: тайные устные наставления по восьми отраслям науки врачевания», но почти всегда он упоминается просто как «Чжуд-ши». Это произошло в мистической Чистой стране, называемой Та-натук (буквально: «Приятная для взора», где Будда в форме Вайдурьи изложил наставления, записанные как «Чжуд-ши». Согласно писаниям, все те, кто хочет практиковать созерцание и достичь нирваны, кто хочет здоровья, долгой жизни и счастья, должны изучать науку медицины. Будда Медицины в Танатуке излучил две эманации. Первой была эманация его ума в форме мудреца Ригпе Еше (Ригпан Йеше). Второй была эманация его речи в форме мудреца Илэ Кье (Йилай Кйе). Все медицинские наставления о причинах заболеваний и их лечении, которые составляют «Чжуд-ши», записаны в форме диалога между эманациями - Ригпе Еше и Иле Кйе. При поучении в медицинском раю присутствовали различные боги, риши, буддисты и небуддисты. Они слушали наставления и понимали их соразмерно своим знаниям и способностям. Согласно уровню их осознавания, были написаны различные медицинские трактаты по тому, что каждый из них услышал. Только Илэ Кье понял Будду Медицины полностью. Говорится, что он записал его в 5900 стихах чернилами из ляпис-лазури на листах из чистого золота и что дакини*( Дакини - существа духовного плана, осуществляющие просветленные активное-ги; женские тантрические божества, защищающие буддийское учение и служащие ему. - Прим.ред.) хранят его у себя в Уддияне. Чистая страна медицины Танатук - поле Будды, место за пределами иллюзорного разделения на субъект и объект. Мандала, или космограмма, особым образом отображает это излучение священной исцеляющей способности и силы, являющейся неотъемлемой частью всеохватывающей Природы Будды. Медицинская мандала особенно интересна тем, что она традиционно существует на трех различных уровнях: внешнем, внутреннем и тайном. Ее описание содержит исходную формулу буддийской медицинской мифологии, а также исходную форму аюрведического лечения травами. Когда рассматривается тайный уровень, то говорится, что она находится на горе Меру, священной горе в центре мандалы, изображающей нашу вселенную. На относительном, материальном уровне, ее местонахождением считается Бодх Гайя, где Будда достиг просветления, или Уддияна (Северо-Запад Индии или Афганистан), где возникла буддийская тантра. Будда Шакьямуни в качестве Будды Медицины Вайдурьи располагается в центре мандалы «Приятной для взора». Он пребывает посреди небесного города в прозрачном хрустальном дворце, где восседает на троне из ляпис-лазури - драгоценном камне, являющемся символом медицины в буддизме (имя Вайдурья означает ляпис-лазурь). Лучи исцеляющего света, устраняющие всякое страдание, исходят из его сияющего тела. Он темно-голубого цвета и сидит в позе созерцания - полного лотоса. Его левая рука, покоящаяся на коленях, держит чашу для подаяния, а правая рука, протянутая вперед в жесте даяния, держит «великое лекарство» арура, миробалан. Он сияет тридцатью двумя признаками совершенства и восемью знаками великой красоты - отличительными чертами всех Будд. Он окружен прислуживающими ему богами, риши, браминами, буддистами, небуддистами, богинями медицины, ее защитниками, включая трех великих бодхисаттв (Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани), двумя своими ближайшими ученииками - Анандой и Шарипутрой, а также держателями медицинской линии. Шестнадцать тысяч колонн, сделанных из «пяти видов божественных драгоценностей» поддерживают хрустальный дворец. Во дворце также находится три вида драгоценностей (богов, бод-хисаттв и людей), обладающих целительными силами.
|