Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельная работа № 48 ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Выполнение заданий по теме «Второстепенные члены предложения». Задания для выполнения работы: 1. Вспомните расстановку знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах при них. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте обобщающие слова.
1) Всё затихло дом уса…ьба деревня лунные поля. 2) Тоски бе…сонных ночей сладких и горьких слёз н…чего (не)испытал он. 3)Все лица ямщик смотритель муж…ки на дороге или в деревне все имели для него новый смысл. 4) гости гов…рили о многих пр…ятных и полезных вещах как-то о пр…роде о с…баках о пщ…нице о чепчиках и жеребцах. 5) Земля н…чего (не)отдаёт человеку без п…клона н… хлеба н… корня н… тр…винки. 2. Вспомните обособление на письме определений. Спишите предложения, вставив буквы и расставив недостающие знаки препинания. 1) Была самая ра(н, нн)яя весна сухая и серая. 2) Огромные тучи оз…рё(н, нн)ые огнями гавани и уже пропита(н, нн)ые бледным рассветом грудились над портом. 3) Я бродил по степи до ночи без шапки плачущий и растеря(н, нн)ый. 4) Нарядная в свежем ш…лковом платье с ш…рокою бархатною наколкой на волосах она с…дела почтительно(неподвижно). 5)Поглощ…(н, нн)ый своими думами он (не)вид…л (н…)чего. 3. Вспомните обособление оборотов с союзом КАК. Спишите предложения, вставив буквы и поставив, где необходимо, запятые. 1) Муромский как европеец под…ехал к своему противн…ку и уч(?)тиво его пр…ветствовал. 2) Знание этих вещей было (не)обходимо Гарту как писателю. 3) Бунина больш…нство зна…т как прозаика. 4) Как ж…вописец Маяковский уважал и любил Серова. 5) Уже (не)раз дох…дили до меня слухи о Яшке Турке как о луч(?)шем п…вце в околотке. 4. Вспомните обособление на письме обстоятельств. Спишите предложения, вставив буквы и расставив недостающие знаки препинания. 1) Море усп…коившись ласково л…зало каме(н, нн)ые уступы острова. 2) В зеленоватом небе в…сели к…саясь крыш(?) переспелые звёзды. 3) С трудом пон…мая тяж…лые вёсла гребц… начали медле(н, нн)о уд…лят(?)ся от берегов. 4) он поднялся и (не)дожидаясь ответа пош…л к дому. 5) В эту м…нуту бл…стящий м…теор с…рвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркой пол…сой по небу оставив за собой фосфорический свет. 6) Иван Иванович(?) пил уже седьмой ст…канн задыхаясь чмокая и обсасывая то усы то лимо(н, нн)ую корку. 7) Доктор покл…нился Рюхину но кланяясь см…трел не на него а на Ивана Ивановича. Самостоятельная работа № 49 Комплексный анализ текста. Задания для выполнения работы: Вариант1 ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (1) «Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского! (2) Сам он — живой музей...» — я не успел ответить на это письмо из Ташкента. (3) Шкловский лежал на чёрно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли. (4) Горло свело от горя. (5) Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к тонким губам, — но это были уже случайные черты. (6) Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слишком высоко на ритуальном подиуме. (7) Многие пришли проводить его. (8) Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. (9) 15 лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьёзнее. (10) Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» - какими были и Эйзенштейн, и Тынянов. (11) Тревога за уходящую культуру — главная нота писем, пришедших после опубликований «Прорабов духа». (12) Странное дело... (13) Месяцы прошли, успела выйти книга под тем же названием, но почта продолжает идти. (14) Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу. (15) Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность культурой взволновала столько сердец. (16) Пишут на редакцию, на Союз писателей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов духа» и «прорабов нюха», указывают аварийные точки и пути исправления — значит, это совпало с их собственными мыслями, с активным началом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности культуры, о том, что культура в опасности. (17) В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки — экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. (18) При крахе первой погибнет вторая. (19) Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?! (20) Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы среды, обеспокоены оскудением культуры, в них страсть, тоска по истинным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих многих сотен пришедших писем складывается особый новый характер — «фанат культуры», некий транзистор идеи, проводник духа. (21) Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудобная для окружающих. (А. Вознесенский.) 1) 15 2) 17 3) 20 4) 21
2) Определите стиль и тип речи текста. 1) художественный; повествование 2) научно-популярный; рассуждение 3) публицистический; описание 4) публицистический; рассуждение с элементами повествования и описания
3) Определите значение слова меценат (предложение 21). 1) богатый покровитель наук и искусств 2) тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию 3) тот, кто обеспокоен состоянием культуры в стране 4) фанат культуры
4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи порядковых числительных? 1) 8 2) 9 3) 18 4) 19
5) Какой из перечисленных тропов используется в предложении 9? 1) метафора 2) гипербола 3) олицетворение 4) антитеза
Вариант 2 (1) Священное писание уделяет много внимания человеческими страхам. (2) Философы, которые специально исследовали природу страха, — Кьеркегор, Шеллинг, Уандлер — опирались прежде всего Библию. (З) Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на страхе наказания. (4) Картины ада должны устрашать, удерживать от греха. (5) Система простая - будешь хороший, добродетельный, — попадёшь в рай. (6) Плохой — в ад. (7) Страх вечного огня, мук должен делать человека лучше. (8) Нравственность диктуется страхом. (9) Такое упрощение не раскрывает причин религиозной веры. (10) Спасает страх кары. (11) Спасает вера в Бога, любовь к нему. (12) Религиозный человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. (13) Страх Божий связан не с наказанием, верующего останавливают страх и стыд потерять Божию любовь. (14) Для верующего этот страх посильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить. (15) Обычный человек — это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. (16) Их поединки у каждого проходят по-своему. (17) Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх. (18) Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое так необходимо власти. (19) Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. (20) И те, кто не призывает Бога, борются в одиночку, борются с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. (21) Не пассивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. (22) Быть самим собою, к чему бы это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. (23) И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки. (Д. Гранин.) 1) 3, 4 2) 7 3) 8 4) 12, 13
2) Определите стиль и тип речи текста. 1) публицистический; рассуждение 2) художественный; повествование 3) научно-популярный; рассуждение 4) публицистический; описание
3) Определите значение слова искус (предложение 18). 1) искушение, соблазн 2) страх 3) насилие 4) строгое, суровое испытание
4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи антонима и неполноты структуры текста? 1) 5 2) 6 3) 18 4) 21 5) Какой из перечисленных тропов используется в предложении 15? 1) гипербола 2) метонимия 3) антитеза 4) эпитет
Вариант 3 (1) Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (2) Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. (3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. (4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем всё сберечь, ничего не растерять. (5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. (6) Краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и сёлах. (7) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. (8) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок — она «спокойнее», строже, бесстрастнее... (9) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. (10) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. (11) И при всей необходимости географии краеведение гораздо более «воспитывающая» наука. (12) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое» если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. (13) Иное дело краеведение. (14) Оно придаёт местности историзм, открывает в её прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. (15) Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, для нас уже этот дом наполняется духовным содержанием... (16) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. (17) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. (18) Сохранять нужно все памятники данной местности независимо от того, какому народу они принадлежат. (19) Каждый город — это синтез нескольких культур. (20) В Прибалтике строили и немцы, и шведы, и русские. (21) В Крыму есть памятники, которые оставили нам античность, Византийская империя, скифы, мусульмане, армяне. (22) Хотелось бы напомнить о том, что память — это не сохранение прошлого, это забота о будущем. (По Д. Лихачёву.) 1) Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности. 2) Заниматься краеведением — значит лучше узнавать свою страну. 3) География может заменить краеведение. 4) Сохраняя памятники, мы заботимся не только о прошлом, но и о будущем.
2) Определите стиль и тип речи текста. 1)художественный; повествование 2)разговорный; рассуждение 3)публицистический; рассуждение 4)научно-популярный; описание
3) Определите значение слова энтузиаст (предложение 5). 1)человек, который заботится о собственных интересах 2)человек, который отдает все силы какому-либо делу 3)человек, получивший высшее образование 4)человек, способный легко расчувствоваться
4) Какое предложение связано с предыдущим при помощи указательного местоимения? 1)2 2) 4 3) 5 4) 8
5) Какой из перечисленных тропов используется в предложении 17? 1)сравнение 2) гипербола 3) олицетворение 4) эпитет
|