Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аберрация половая – СМ.






Половые извращения.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ – разновидность сенсорного порога. Как понятие традиционной психофизики означает такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию (обычно осознанное ощущение) и ниже которой он перестает восприниматься. Операциональные значения А, п., получаемые с помощью метода постоянных раздражителей, метода минимальных изменений или, весьма редко, с помощью метода средней ошибки, со времен основателя психофизики Г. Фехнера используются в качестве показателя чувствительности сенсорной системы (см.).

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ – способность правильно определять и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.

А. с. – это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А, с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр, сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т. н. псевдо-абсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений н «внутреннего пения».

По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0, 4 до 0, 7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с., когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активами А. с., когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.

А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, а иногда и в дошкольном возрасте.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение) – один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотре-


ния отдельные свойства, стороны или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания (см.).

А, лежит в основе процессов обобщения (см.) и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в абстракции). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр., с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах, Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств каким-либо знакам (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех других (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел других форм). Этот комплекс, фиксированный каким-либо знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений,

Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, кото-


рые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности' и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат А- обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.) и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.

В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Формальная А. является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.

В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные экспериментальные исследования, у детей следует по возможности рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удерживанию каких-либо существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у школьников способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения у детей можно формировать такой уровень и такие виды А,, которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления.


АБУЛИЯ (от греч. abuiia – нерешительность) – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием Тяжелая А.–существенный признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. А,, как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А, может быть симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях (напр., при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием неправильного воспитания.

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА – группа исследователей (X. Эренфелъс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. в основном в Грецком университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брента-(ю (см.). А. ш, известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной X. Эренфельсом проблемы целостного сознания. Именно Эренфельс ввел в психологическую науку термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущении) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т. ч. экспериментально – на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ас-сациатшшпй психологии, к целостному подходу, предложенному и развивавшемуся гештаяьпакихояорией и Лейпцигскоб школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристосого способа познания. Они считали качество целостности («тештальт-качество»), напр.


мелодию, форму, еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исход-вой сумме звуков или зрительных ощущений «автоматически» (X. Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного акта (А. Меянонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш, отсутствие или возникновение опти-ко-геометрнчесхих иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности аму-зия (С. Внтасек, В. Бенусси).

Вместе с тем А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему це-лосгнообразующих факторов и проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гешталътпсихоло-гией), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометркческих иллюзий, кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ – один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестетические ощущения. При изменениях условии деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит пезав-томатизацня навыка, переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая регуляция движении) Физиологической основой А. д. является формирование динамических стереотипов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАВЫКА –

см. Двигательный навык.

АВТОМАТИЗМ – фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр, при ходьбе (ведущий уровень) А, является синергия ходьбы (см. Мышечные синергии), А. обладает приспособительной вариативностью н пластичностью, свойственными тому


уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение?, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания.

АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ – один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Д С. Выготский, А. Р Лу- рмяидр.)

По форме «слова» А. р. большей частью являются результатом искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «ко-ко» вместо «молоко» и т. п).

Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуатив-ность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» – объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.

А р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «под-страивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.

АВТОРИТАРНОСТЬ (автохратич-ность) – социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных («ведомых»), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания для осуществления на них соответствующего воздействия.


АГНОЗИЯ (от греч. а– отрнцат. частица и gnosis – знание) -»- нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с поражением вторичных (проех-ционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха) При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия.

Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.

Зрительные А. возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек –-при достаточной сохранности остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная А.), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная Л.); у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А. на лица, или проэопагаозия). нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая А.), утрачивается способность различать буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из форм нарушения чтения, см. Алексия), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная А.). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей.

Тактильные А. возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астерсогшкшя) или в нарушении узнавания частей собственного тела, нарушении схемы тела (со-мятоагаоэмя).


Слуховые А. возникают йри поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры я»т вого полушария слуховая или слухоречв-вая А. проявляется в виде нарушениями^* матическвго слуха (см.), т. с. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи (см. Афазия); при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая А. – невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков н шумов (напр., лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузня – невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха (см. Амузия).

АГРАММАТИЗМ (от греч. agrdm-mates – нечленораздельный) – ошибки в грамматическом построении активной речи {экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье задело весло и весло задело платье) (импрессиввый А.). А. у взрослых возникает при различных формах афазии (см.) как проявление нарушений речи

А. у детей может наблюдаться на ранних этапах развития речи, а также при нарушениях слуха, препятствующих речевому общению и усвоению сложных грамматических форм языка.

Явления А. могут быть обнаружены как в устной, так и в письменной речи.

АГРАФИЯ (от греч а– отрнцат. частица и graphs – пишу) – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи (см. Афазия, Аяаяия). Проявляются либо в полной утрате способности писать, лябо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова ит д.

А. у детей – одно из проявлений адалин – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко А у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. А. у взрослых – одно из проявлений афазии. В этих случаях форма


А. зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей). А. связана либо с нарушением фонематического слуха (см.), либо с дефектами слу-хорсчевой памяти. При сохранном списываний с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам (см. Фонемы), затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) А. бывает связана с нарушением ки-нестезической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (напр.: < >, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) А. возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая мелодия» письма. Правильно воспроизводя отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога (или буквы) на другой, что нарушает весь процесс письма. При поражении теменно-эатылочных отделов коры левого полушария мозга А. входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку, зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической А. Специальную форму А. составляют нарушения письма, возникаю-


щие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – поведение, направленное против представителей того же или др. видов животных. Различают истинную и мнимую борьбу животных. Истинная борьба возникает между хищником и жертвой. Преобладающая форма проявления внутривидового А. п. ж., в частности самцов-соперников, – мнимая (или ри-туалнзованная) борьба. Нападению предшествуют специфические предупреждающие сигнальные движения или звуки, сменяемые запугиванием. Эти движения строго соответствуют виду животных и выполняются в определенной, генетически фиксированной последовательности. А. п. ж. имеет большое биологическое значение: оно способствует рассредоточению животных в районе обитания, а у стадноживу-щих животных – установлению отношений в стаде (см. Групповое поведение животных). Велика роль А. п, ж. в половом отборе, его элементы встречаются и в брачном поведении.

АГРЕССИЯ – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования люден в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются следующие виды А.: 1) физическая А. (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная А. – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная А. –действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки



ti т. п.), и действия, характеризующиеся не-направленностыо и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цеди; 6) враждебная А. – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоаг-рессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Агрессивное поведение является одной ич форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. п. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве; I) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный и бихсвиористи-ческий.

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – совокупность адаптационных реакций организма человека я животных, косящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по сине и продолжительности неблагоприятные поз действия – стрессоры. Функциональное состояние, развивающееся под деист-пнем стрессоров, называется стрессам. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Основными симптомами А. с. являются увеличение коры надпочечников, уменьшение ви-ючковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В раз-питии А. с. обычно выделяют три стадии. 11срвая – «стадия тревоги» – продолжа-< ч ся от нескольких часов до двух суток и


включает две фазы – шока и противотока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии А. с. – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией А. с. – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма (см. Адаптация).

АДАПТАЦИЯ (от лат. aJaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.

А. человека имеет два спектра – биологический и психологический. Первый – общий для человека и животных – включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций. К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических реакций, напр. темновая А. У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием социальной А.) – приспособление человека как личности х существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами н интересами.

Психологическая А. осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению – общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления психологической А. – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми н его активная дея-



та с одним из исходных невозможно получить второйисходный цвет.

• 4. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда имеет меньшую насыщенность, чем хотя бы один из исходных.

Формальное представление законов смешения цветов в алгебраической форме, которое послужило основанием для создания Международной системы спецификации цвета в терминах Стандартного наблюдателя (МКО-31), впервые ввел в 1856г. Грассман.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал