Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуализация связей (от
лат. actualis – деятельный) –воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, движений, чувств и т. д.), переводих из латентного, потенциального состояния в актуальное действие. А. с. основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциа- ций), их «следов» в Ц. н. с., оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. А. с. может быть преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной (непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы, в которую они включаются в данный момент (см. Воспроизведение). АКУСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психоакустика) – ветвь экспериментальной психологии, исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями на основе субъективных суждений. Термин «А. п.» появился в связи с распространением радиовещания, звукозаписи и звукового кино, определивших необходимость получения количественных оценок слуховых реакций на звуковые сигналы. В настоящее время субъективные шкалы и методы А. п. все больше применяются в инженерной психологии, прикладной аудиологии и др. областях науки. АКУСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ – область физиологии органов чувств, занимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой системой и образования звуков органами речи. Основы А, ф. были заложены Г. Гелъмгояьцим, который создал достаточно стройную теорию слуха, разработал модель восприятия сложных звуков, осуществил простейший анализ и синтез звуков речи. Основные разделы А. ф.: 1) изучение физики и биофизики восприятия простых и сложных тональных сигналов; 2) изучение физиологических аспектов речеобра-зования и восприятия речевых и речепо-добных сигналов (шумов); 3) изучение нейродинамических показателей слуховой системы. В первом разделе А. ф. исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, закономерности формирования ощущений громкости и высоты, субъективное восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д. Некоторые авторы относят эти вопросы к психоакустике. Во втором разделе А. ф. исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речево- го акта. В третьем разделе рассматриваются проблемы восприятия звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их интенснвностей, частот и длительностей. В А. ф. применяются данные нейрофизиологии и электрофизиологии слуховой системы, нейроанатомии. Значительное место в А. ф. занимает изучение звукопроводящего и звуковоспроизводящего аппарата и некоторых патологических состояний слуха. В настоящее время исследования органов слуха и речи базируются на методах современных физических измерений, поэтому некоторые авторы считают А. ф. частью биофизики. АЛАЛИЯ (от греч. а – отрицат. частица и ЫЁ& – говорю) – «слухонемо-та» – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречсвой период жизни. Различают А. моторную и сенсорную. При моторной А, ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмалш; такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. АЛ-АНОН (от англ. А1-А поп – сокращение Alcoholic Anonymous – Анонимные Алкоголики) – название добровольных, непрофессиональных и неформальных психотерапевтических групп само- и взаимопомощи, объединяющих родных и близких алкоголиков. А. выросли из движения Анонимных Алкоголиков (см. А. А.), следуют тем же принципам (анонимность, безвозмездность помощи, подход к алкоголизму как неизлечимой болезни, которую можно купировать, и т. д.). Цель А. – научиться помогать себе и своему близкому – алкоголику.
АЛГОМЕТР (от греч. dlx – боль) – прибор для измерения болевой чувствительности. Различают А.: механический (мера – степень выдвижения колющей иглы), электрический (мера – вольтаж действующего тока), термический (мера – нагрев прямым контактом или излучением) и химический (мера – концентрация раздражающего вещества). С помощью А. устанавливается нижний болевой порог – величина раздражения при первом появлении ощущения боли и верхний болевой порог – величина раздражения, при которой боль становится непереносимой. АЛГОРИТМ – предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу. От А. как предписания о выполнении системы операций следует отличать процедуру выполнения этого предписания, которая называется алгоритмический процессом. Понятие А. возникло в математике и до недавнего времени применялось лишь в самой математике, математической логике и программировании. Если математика отвлекается от ряда особенностей протекания алгоритмических процессов в реальных системах, то кибернетика и др. науки, изучающие функционирование реальных систем, не могут отвлекаться от этих особенностей. Это порождает специфическую для психологии и педагогики проблематику в изучении А. и алгоритмических процессов: как протекают алгоритмические процессы и операции у человека в отличие от их протекания в неживых системах (машинах), как эти операции и процессы формируются, усваиваются, осознаются, как им учить, как их перестраивать, обобщать, автоматизировать и т. п. Поэтому это понятие в указанных науках применяется не в его точном математическом смысле. АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА – один из видов формального операционного описания трудового про-
'цесса как совокупности дискретных единиц деятельности и правил, определяющих порядок их следования. А. о. д. о. относится к категории алгоритмов сводимости, т. к. единицы, принимаемые за элементарные, являются таковыми лишь для выбранного уровня расчленения деятельности. Этот уровень определяется конкретными целями А. о. д. о. и методическими возможностями расчленения трудового процесса на отдельные составляющие. Желательно расчленение производить до операционного уровня, т. е, до оперативных единиц информации (О. е. и.) и элементарных операций (Э. о,). О. е. и. – сигнал (образ, понятие, суждение и т. п.), дифференцируемый в процессе данной деятельности от др. сигналов по одному признаку. Э. о. – преобразование информации и энергии (восприятие, извлечение ю памяти, мысленное действие, двигательная реакция и т, п.), приводящее к формированию О. е. и. А. о. д. о. может выполняться в форме таблично-текстуальной, в форме граф-схемы и логической схемы. В последнем случае используются символические обозначения, позволяющие компактно описать трудовой процесс и его психофизиологические особенности. Исходные для А. о. д. о. данные получают путем подробного психофизиологического анализа профессиональной деятельности. А. о. д. о. применяется в психологии и физиологии труда, эргономике и системотехнике. АЛЕКСИЯ (от греч. а– отрицат. частица и lexis – слово) – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возника- ет при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария. При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии (см. Atjxwtx), Данная форма А является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение». При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестетической основы речевого акта кинестезнческая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии (см Афазия). Чтение становится дезавтоматизирован-ным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации. При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п. Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии (см. Алания), т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.
™ АЛЬГОЛАГНИЯ – см. Садомазохизм, Садизм. АЛЬФА-РИТМ – основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых – 8 – 13 Гц, средняя амплитуда – 30 – 70 мкВ с характерным периодическим усилением и ослаблением (альфа-веретена). Предполагается, что в генерации А.-р принимают участие как таламо-хор-тикальныс, так и иптракортикальные процессы. Ритмичность и четкая периодичность А.-р. определяют его возможную роль в сканировании и квантовании поступающей информации (Г. Уолтер, Н. Винер). Пространственная организация А.-р., оцениваемая по значению функции когерентности (см. 'Электраэнцефшюгра- с/жя), рассматривается как показатель межцентральных функциональных отношений. В последние годы при использовании спектрально-корреляционного анализа биопотенциалов мозга (оценка мощности и функции когерентности) показано наличие отдельных поддиапазонов А.-р., отличающихся топографией, частотой, структурой пространственных отношений, селективным реагированием на внешние воздействия. Выделяют генерализованный компонент 9, 5 – 10 Гц( имеющий максимальные значения мощности, доминирующий в задних отделах коры больших полушарий, характеризующийся высоким уровнем пространственной синхронизации, и локальные низкочастотные и высокочастотные компоненты, дифференцированно реагирующие на функциональные, в т ч. интеллектуальные, нагрузки. Оценка параметров А.-р. и их динамических характеристик используется при изучении мозгового обеспечения когнитивных процессов, их возрастных и индивидуальных особенностей.
|