Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адекватность ощущения






(восприятия) (от лат. adaequatus –• приравненный, равный) – соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об А. о., имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект. Степень А. о. определяется условиями взаимодействия анализатора с воздействующим стимулом. Примером неадекватного образа (отражения) являются иллюзии восприятия (см.).

АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. В зависимости от контекста под А. р. понимают: 1) раздражитель, на переработку параметров которого избирательно настроены рецептурные образования органов чувств (анализаторы); 2) раздражитель, который вызывает восприятие или стимулирует формы поведения, адекватно отражающие его содержание. Эти определения не совпадают, если их рассматривать применительно к ситуации возникновения иллюзий. Напр., раздражение вестибулярного аппарата в момент прекращения вращения тела вокруг вертикальной оси, приводящее к возникновению окуло-гиральной иллюзии, является адекватным в первом, но не во втором смысле.

АДЛЕР АЛЬФРВД (1870 – 1937) – австрийский психолог, один из представителей психоаналитического направления в психологии. С 1902 по 1911 г. – член основанного Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. А. порывает с 3. Фрейдом и создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхком-


пенсации) подлинных и мнимых недостать ков. Творчество А. оказало свое влияние на гуманистическую психологию, некого-^ рые направления неофрейдизма, исследо-', вания в области детской и клинической психологии и дефектологии.

АКАЛЬКУЛИЯ (от греч. а – отри-цат. частица и лат. calculatu) – счет, вычисление) – нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. Первичная форме А. наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания разрядного строения числа (так, напр., числа 71 и 17 воспринимаются больными как одинаковые), в нарушении понимания значений арифметических знаков, в трудностях счета при переходе через десяток и т. д. В основе этой формы А. лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений. Вторичные формы А. возникают при поражении височных, затылочных и пре-фронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария А. наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестиче-скоЙ афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы А. лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная А. связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию, Разрядное строение числа у таких больных остается сохранным. При поражении пре-фронталъных отделов коры головного мозга вторичная А, возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций И деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций.

АККОМОДАЦИЯ (от лат жсо-moaatio – приспособление к чему-л.) – в концепции интеллекта Ж. Пиаже – свойство, сторона процесса адаптации (см.). Содержанием А., согласно Пиаже, является приспособление схем поведения к ситуации, требующее от организма опреде-



ленных форм активности. В результате А. существующая схема изменяется. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной Л., сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. А. неотделима от ассимиляции (см.), в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта приспособления, адаптации. Каждый акт ассимиляции объекта организмом одновременно предполагает А. организма к объекту и наоборот.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. ассе-\eratio – ускорение) – ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в'последние 100 – 150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1 – 2 года сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

АКСТОГРАФИЯ (от лат. оспа – действие, движение и греч. gr& pho – пишу) – метод автоматической регистрации двига-гелъной активности во времени. Различают общую и дифференцированную А. Первая обеспечивает регистрацию двигательной активности живого организма в целом, вторая – регистрацию специфической двигательной активности (напр., движений, связанных с переметением в пространстве, и т. п.). А. осуществляется при помощи специальных приборов – акто-графов, в простейших типах которых движение улавливается резиновым баллоном, а затем преобразуется в регистрируемые механические или электрические импульсы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал