Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как организовать творческий кружок
Когда книга " Путь художника" была впервые опубликована, я выразила желание, чтобы группы начали собираться вместе. Я представляла себе творческие кружки, в которых люди будут общаться на равных, служа друг другу доверительными зеркалами, объединяясь на пути к одной цели – творческому возрождению. Я воображала себе группы, которые занимались бы не на платной основе, а просто так, и кто угодно мог бы их организовать, используя книгу в качестве руководства. Многие такие кружки действительно возникли, а многие продолжают формироваться. Такая помощь и поддержка, идущие от художника к художнику, от сердца к сердцу, и есть основа " Пути художника" и " Золотой жилы". Неудивительно, что многие психотерапевты и учителя, а также колледжи, оздоровительные и культурные центры, университеты вскоре начали организовывать такие творческие группы и брать определенную плату за участие в них. Эти группы собирались под чьим-то руководством, а не просто так. Несомненно, они по-своему ценны до тех пор, пока придерживаются принципов творческого возрождения и разъясняют, как пользоваться направленными на это методиками. Однако любая группа, которая объединяется вокруг лидера, тренера, рано или поздно должна отделиться и обрести самостоятельность, чтобы у каждого из членов были равные права и занятия проводились не ради прибыли. " Аккредитованных" учителей " Пути художника" не существует. Я решила не ограничивать эту программу никакими лицензиями, а передать ее в дар всем желающим – совершенно бесплатно. Я убеждена, что творческое возрождение – коллективный процесс, в котором все равны и нет " главного". Любому профессионалу, который берется за это дело, следует понимать, что главная цель – автономные и равноправные творческие кружки. А группы помощи могут служить своего рода мостом к ней. За годы преподавания и путешествий я часто видела отличные результаты, достигаемые в таких кружках. Однако случалось и так, что курс " Путь художника" слишком видоизменяли. Когда основное значение неосмотрительно придается интеллектуальному " анализу" или психотерапевтическому " процессу", возникает риск помешать творческому раскрытию. " Путь художника", " Золотая жила" и другие мои пособия являются исключительно практическими. Они нацелены на то, чтобы научить людей воспринимать и менять жизнь с помощью творчества, а не теории. Как творческий человек, я знаю об этом. " Путь художника" и остальные мои книги – квинт эссенция тридцати лет творческой работы. Я верю и на собственном учительском опыте знаю: все мы достаточно здоровы, чтобы заниматься творчеством. Это вовсе не опасное стремление, требующее тренированных помощников. Это наше человеческое право, данное по рождению, то, что можно делать вместе и постепенно. Творчество – будто дыхание: указатели помогают, но процесс совершаем мы сами. Творческие кружки, в которых мы встречаемся на равных, чтобы набираться сил, лучше всего расценивать как собрание членов племени: здесь творческие существа славят, развивают, прославляют и реализуют творческий потенциал, заложенный в каждом из нас. СОВЕТЫ 1. Собирайтесь раз в неделю на два-три часа. Утренние страницы и творческое свидание обязательны для каждого участника, включая ведущего. Упражнения в группе выполняются по очереди, и каждый, включая тренера, отвечает на вопросы, а потом делится ответами с тремя участниками. Не показывайте утренние страницы ни членам группы, ни кому-либо еще. Не перечитывайте их сами до тех пор, пока, как минимум через два месяца, у вас не возникнет такое желание или вам не посоветует это сделать ведущий. 2. Избегайте самозваных гуру. Если что-то и может представлять методику, то это сама работа коллектива, состоящего из тех, кто проходит курс, дома или за его пределами. Каждый является его равноправным членом. В нем могут быть учителя – помощники, которые ведут остальных по этому пути; такие помощники должны быть готовы показать и собственный материал, пойти на творческий риск. Это скорее дискуссия, чем монолог, скорее единый групповой процесс, чем иерархический. 3. Прислушивайтесь. Каждый из нас получает от группы то, что ему нужно, делясь собственным материалом и прислушиваясь к чужому. Не обязательно комментировать то, чем делятся другие, чтобы помочь им. Необходимо воздержаться от попыток " исправить" кого-либо. Каждая группа придумывает себе " песню творческого возрождения". Такая песня уникальна – группа будто стая или семья китов, в которой кто-то начинает, а кто-то подхватывает рассказ, чтобы поведать о своем положении. Слушая, передавайте эстафету по кругу, лишь изредка комментируя услышанное. Форма кружка имеет большое значение. Ведь мы намерены наблюдать друг за другом, а не контролировать друг друга. Выполняя упражнения, важно разбиться по четыре человека: пятеро могут не уложиться во временные рамки, в мини-группе из троих не хватит контраста. Конечно, не каждую группу можно ровно разделить на четыре, но, когда можно, стремитесь к этому. 4. Уважайте друг друга. Убедитесь, что уважение и сочувствие выпадают каждому в равном количестве. Любой участник должен получить возможность рассказать о своих травмах и мечтах. Никому не нужно стараться " исправлять" другого. Все это мощный и глубокий внутренний процесс. Единственного правильного пути не существует. Важна любовь. Будьте добры к себе. Будьте добры друг к другу. 5. Будьте готовы к тому, что состав группы станет меняться. Большинство окончат двенадцатинедельный курс, но не все. После окончания курса нередко наступает период бездействия и непокорности, хотя позднее все становится на свои места. Когда люди возвращаются к брошенным дисциплинам, то обнаруживают, что процесс продолжает исподволь идти в них еще в течение года, нескольких, а то и многих лет. Часто группы перестают существовать на восьмой-десятой неделе (творческие развороты), потому что участники начинают испытывать чувство потери, когда курс подходит к концу. Собравшись, взгляните правде в лицо – это поможет вам остаться вместе. 6. Будьте самостоятельны. Вы не можете контролировать процесс собственного возрождения, не говоря уже об остальных. Знайте, что иногда вы будете ощущать бунтарские настроения – не захотите ежедневно писать утренние страницы и к тому же выполнять упражнения целых двенадцать недель. Это совершенно нормально. Идеально пройти через этот процесс невозможно, так что расслабьтесь, будьте снисходительны к себе и пристегните ремни. Даже если вам будет казаться, что ничего не происходит, вы станете меняться с необыкновенной скоростью. Эта перемена проявляется как погружение в собственную интуицию, углубление в свою творческую сущность. Курс построен так, чтобы без потерь перевести вас через мостик в новые миры творческого духовного сознания. 7. Относитесь к себе с любовью. Если ваш лидер почему-то вам не нравится, смените группу или организуйте ее сами. Постоянно прислушивайтесь к собственной интуиции, а не к советам окружающих. Стремитесь развить творческие отношения с Великим Создателем. Держитесь подальше от всяческих гуру. Все ответы на ваши вопросы – внутри вас самих. Слово к психотерапевтам, учителям, креативным инструкторам и прочим лидерам групп " Путь художника" Спасибо за вашу прекрасную работу. Несмотря на то, что, насколько я знаю, многие из вас пользуются этой книгой, чтобы служить другим, я надеюсь, вы не остановитесь на этом, а исследуете " Путь художника" и в собственных интересах. Я поддерживаю каждого на пути к его творческим мечтам, в стремлении к своему личному северу. Вы обнаружите, что, помогая расти и развиваться другим, помогаете и себе. Хочу еще раз подчеркнуть, что популярность и методику " Пути художника" не следует использовать, если ваш подход к творчеству значительно отличается от того, который описан в этой книге. Я испытывала приемы в течение пятнадцати лет, пока не отобрала наиболее действенные. Прошу вас воздержаться от того, чтобы публично представлять себя как специалиста по " Пути художника". Хотя, конечно, вы можете опираться на мою книгу в своей практике. Я прошу, чтобы вы не забывали: мудрость " Пути художника" – коллективная, и в ней не может быть " главного". По дошедшим до меня сведениям, этот принцип нарушался настолько, что лидеры групп требовали от студентов зачитывать утренние страницы вслух. Это противоречит всему духу книги. После периода поддержки группа должна перейти к следующей стадии – стать свободным кружком равных. Слово к студентам Пожалуйста, помните, что основным источником преподавательских методик " Пути художника" остается книга. Поэтому именно самостоятельная трактовка и работа с книгой и собранными в ней упражнениями должны быть главными для вашего возрождения. Напоминаю, что работу над собой вам придется проделать самостоятельно, а не под влиянием волшебника-учителя. Признайте творческое возрождение своей собственной задачей.
Благодарность Я очень рада, что " Путь художника" используется так активно (в колледжах и университетах, в практике психотерапевтов и на занятиях творческих кружков). Снова хочу напомнить, что " Путь художника" рассчитан на определенный подход. Это индивидуальное путешествие, которое легче проделывать в группе. Если вы не можете найти или организовать группу, считайте ею себя и эту книгу! Передай другому Тем, кто организует группу: не нужно превращать " Путь художника" в коммерческое предприятие – ни для себя, ни для меня. Если к числу ваших духовных практик относится стяжательство, то рекомендую передарить эту книгу кому-нибудь еще.
СЛОВАРЬ ТВОРЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ используемых в книгах " Путь художника" и " Золотая жила"
" Безопасная" музыка. Музыкальное произведение, которое дарит нам чувство безопасности и защищенности. Это может быть все что угодно, от альбома " The Yearning" Майкла Хоппе до " Колыбельной" Брамса или духовных гимнов. Не пытайтесь подобрать музыку, которая бы непременно понравилась кому-то еще. Это очень личный выбор. Воздержание от чтения. Неделя воздержания от средств массовой информации и другого чтения, чтобы прислушаться – и услышать – собственный внутренний голос, а не чужие мысли, мнения и советы. Нередко это упражнение пугает, но это очень эффективная техника, которая помогает возобновить работу над приостановленными проектами и принять важные решения. Для многих из нас чтение стало вредной привычкой. Мы утоляем свою жажду жизни чужими переживаниями. Доверительное зеркало. Тот, кто поддерживает вас и ваши творческие мечты. (" Конечно, у тебя получится написать повесть. Ты и так все время пишешь, и пишешь замечательно – мне нравится", " Почему бы тебе не поступить в аспирантуру? Многие так и делают", " Не вижу причин, почему бы тебе не съездить в Италию".) Золотая жила. Это область, которая больше всего вам подходит, в которой ваши таланты и увлечения совпадают наиболее точно – и с наилучшими результатами. (Например, как у Роберта де Ниро в фильмах о мужской дружбе или у Кевина Кляйна в комедиях.) История жизни. Автобиография, написанная от руки как поток сознания, – рассказ о вашей жизни самому себе. Пятнадцать или более страниц – а иногда намного больше. Эта техника позволяет выявить ваше собственное представление о себе, а не навязанное семьей, которое мы так часто принимаем за чистую монету. (" А потом мы переехали в прекрасный загородный дом... Минуточку! Я тот дом терпеть не мог! Мне там было одиноко. И целых три года у меня там вообще не было друзей".) Киногерой. Преувеличенная и усовершенствованная версия вас. Главная роль в фильме о вашей жизни. Она более благовидная, она смелее и эффектнее вас – и очень вам нравится. (" Какая машина у вашего киногероя? Что он умеет из того, что вы пока нет? Как ваш киногерой любит одеваться? Какие три определения были слышны больше всего на его похоронах? Какой актер мог бы сыграть вашего киногероя? ") Мечта, которая может сбыться. То же самое, что и " несбыточная" мечта. Нам всего лишь нужно кое-чему научиться и повысить свой творческий потолок. Мифы о творческих людях. Творческие люди – это ограниченный элитарный круг особенных людей (они одеваются в черное и живут в Нью-Йорке, на юг от четырнадцатой улицы), которые с самого рождения точно знали, что они – настоящие художники и никогда не испытывали сомнений в себе; у них есть связи и признание; они умеют сосредоточиться, дисциплинированы, проницательны, их работы опубликованы и выставлены в галереях, творчество – их основная профессия, у них есть слава и деньги... Не то что мы. Музыка для полетов. Это музыкальное произведение, которое лучше всего помогает вашему сердцу раскрыться, воображению – взмыть вверх, а вам – помечтать о том, каким бы вы хотели быть. Музыка может быть любой – от Вангелиса до Моцарта или Бетховена. Главное, чтобы она вдохновляла вас. Несбыточная мечта. Творческое достижение, о котором мы мечтаем больше всего, но убеждаем себя, что неспособны на это. Опасные друзья. Люди, которые находятся в творческом тупике и при этом пытаются помешать нашим планам расти и развиваться – для этого они нередко используют сомнения. (" Не знаю, милый, ты и правда думаешь, что у тебя получится? ") Прогулки. Бесценная техника для поиска и развития творческих идей, планов и проектов. Наряду с утренними страницами и творческим свиданием, это самый эффективный метод общения с внутренним чутьем и творческим началом. Тайные личности. Персонажи, которые живут внутри вас и влияют на вашу жизнь – это может быть и брюзга, а может – весельчак, которого мы не замечали и недооценивали. " Зачем мне искать в себе других людей? " – можете возразить вы. (Великомученица: " Не думаю, что это пальто тебе подходит – оно такое дорогое". Конфетка: " Отпадное пальто! Все равно купи его, даже если придется потом сидеть на бобах".) Творческая действительность. У всех нас есть творческие способности – их гораздо больше, чем мы думаем и осознаем. Писателем, художником или скульптором нас делает сам процесс создания творчества, а не конечный продукт, его признание или цена. Творческая истина. Творчество – это предназначение каждого из нас. Это наши духовные гены. Творческий кружок. Целенаправленно собранная группа людей, заинтересованных в возрождении собственного и вашего творческого начала. Я рекомендую встречаться раз в неделю на два-три часа. (Кружки можно проводить также по телефону и даже по почте, но личное присутствие наиболее эффективно.) Творческий монстр. Вредный персонаж из прошлого или настоящего, который отрицательно повлиял на вашу творческую самооценку. (" Твое сочинение, Джонни, необыкновенно хорошо – кто-то написал его за тебя? ", " Мэри, я не уверена, что ты достаточно талантлива для творческой карьеры – может, тебе лучше попробовать преподавать? ") Творческий потолок. Случайные и заниженные рамки, которыми мы ограничиваем себя и свои возможности. (" В таком возрасте я ни за что не смогу научиться играть на фортепиано", " Наверное, я недостаточно талантлив, чтобы быть юмористом", " Я никогда не научусь играть с листа", " Написать роман – это для меня уж слишком...") Творческое свидание. Еженедельная экспедиция наедине со своим " творческим началом" в какую-то новую, интересную область, за рамки привычного. Вовсе не обязательно, чтобы она была связана с " высоким искусством". Это может быть поход в океанариум, на концерт, в музыкальный магазин или поездка за город – все, что помогает " наполнить колодец" именно вам. На творческие свидания необходимо ходить в одиночестве. Утренние страницы. Три страницы текста, написанного утром от руки. Это должен быть исключительно поток сознания, а не " искусство". Это разновидность медитации, которая помогает расставить приоритеты, очистить ум, сосредоточиться, а также найти альтернативные решения многих задач. Художник-тень. Человек, который использует собственную творческую энергию в чужих творческих проектах или который выбрал профессию, параллельную или близкую к его заветной мечте. (Агент актера, который сам всегда мечтал о сцене, редактор, которому хочется быть писателем.) Шансы на успех. О них чаще всего спрашивают, когда пытаются отговорить творческого человека или самого себя от занятий творчеством. (Вопрос: Да, но подумай, каковы шансы, что твой сценарий кто-нибудь купит? Ответ: Гораздо выше, чем если я его вообще не напишу!)
Я хотела бы поблагодарить вас за смелость, которую вы проявили, работая с этими техниками, а многих из вас – также и за работу с техниками курса " Путь художника". Я убеждена, что мы как будто строим своего рода лечебницу, где ухаживаем за своим творческим началом, пока оно не выздоровеет и не наберется сил. Я убеждена, что творческий дух в каждом из нас – это лекарство, способное исцелить целый мир. Я верю, что все мы догадываемся об этом и в глубине души чувствуем этот дух, потому и собираемся вместе, чтобы вступить в свое священное право и общими усилиями создавать будущее нашей планеты.
|