Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сентября — 150 лет со дня открытия Московской консерватории
(1866)
Московская государственная консерватория (университет) им. П. И. Чайковского — высшее музыкальное образовательное учреждение, один из ведущих музыкальных вузов России и мира. Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 капельмейстер Большого театра Фридрих Шольц. Тогда идея не нашла поддержки — лишь в 1830 ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции». Свое начало Московская консерватория ведет с создания Русского музыкального общества (РМО; с 1873 — Императорское Русское музыкальное общество), которое было основано в 1859 с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве. Петербургское отделение РМО возглавил известный композитор и пианист Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894), Московское отделение — его брат, пианист и дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн (1835—1881). Главной своей задачей Общество объявило «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов», а целью — организацию в обеих столицах музыкальных школ (консерваторий). Уже в 1862 консерватория открылась в Санкт-Петербурге. Консерватория в Москве была основана по инициативе Николая Григорьевича Рубинштейна на базе организованных в 1860 музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна, который жил тогда в доме Волоцкого на Садовой улице. Были организованы занятия по хоровому пению и элементарной теории музыки; с осени 1863, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н. Г. Рубинштейна (Мясной переулок, дом Буркина), стали преподаваться сольное пение и игра на различных инструментах: скрипке, фортепиано, виолончели, флейте, трубе. 13 сентября 1866 состоялась торжественная церемония открытия нового учебного заведения — Высшего музыкального училища, или Московской консерватории в доме баронессы Черкасовой на углу Воздвиженки и проезда Арбатских Ворот (дом до наших дней не сохранился). На церемонии открытия, помимо Н. Г. Рубинштейна, выступили композитор П. И. Чайковский (1840—1893), один из учредителей РМО В. А. Кологривов (1827—1875), философ и музыкальный теоретик В. Ф. Одоевский (1803—1869), князь Н. П. Трубецкой (1828—1900) и др. На состоявшемся в ходе открытия импровизированном концерте П. И. Чайковский сыграл на фортепиано увертюру из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Н. Г. Рубинштейн исполнил с немецким музыкантом Б. Коссманом сонату Л. ван Бетховена для фортепиано с виолончелью. Выступили также польский пианист Ю. Венявский и чешский скрипач Ф. Лауб. Преподавание в консерватории в классах фортепиано и скрипки было разделено между профессорами и адъюнктами. Учащиеся при поступлении сами избирали себе класс одного из профессоров и поступали к его адъюнкту, если имели не вполне хорошую подготовку. В классах пения и всех остальных инструментов учащиеся проходили весь курс своей специальности под руководством одного и того же профессора. В мае 1870 состоялся первый выпуск учащихся Московской консерватории: А. М. Андронова (пение, аттестат), А. Ю. Зограф (фортепиано, диплом и серебряная медаль) и Н. А. Муромцева (фортепиано, диплом и серебряная медаль). В 1871 Московское отделение РМО арендовало для консерватории здание на Большой Никитской улице, в июне 1878 его выкупили в собственность. В 1893 было принято решение воздвигнуть новое здание консерватории на старом месте. Была создана Строительная комиссия, председателем которой был назначен директор консерватории Василий Ильич Сафонов (1852—1918). Архитектором по строительству консерватории был выбран выпускник Петербургской художественной академии Василий Петрович Загорский (1846—1912), служивший архитектором Дворцового управления в Москве, выполнявший архитектурное наблюдение и руководивший перестройками всех московских зданий, принадлежавших Императорскому двору. В августе 1894 начался снос строений старого здания. От старого дома, построенного на этом месте еще для княгини Е. Р. Дашковой в конце XVIII в., остался только знаменитый фасад с полуротондой. В июле 1895 состоялась торжественная закладка нового здания. К осени 1897 было закончено сооружение всех классных комнат и квартир для служащих. 7 ноября 1898 состоялось открытие Малого зала, а 20 апреля 1901 — Большого зала Московской консерватории, ознаменовавшее завершение всех работ по возведению нового комплекса зданий. Концертом на открытии дирижировал В. И. Сафонов. В 1932—1933 трехэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко. Во время Первой мировой войны 1914—1918 в здании консерватории в 1915—1917 располагался военный госпиталь. В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приема представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу им. Феликса Кона»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; но уже в конце 1932 прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены. В 1924—1933 Большой зал был отдан в аренду «Межрабпому», и в зале был устроен популярный в Москве кинотеатр «Колосс». В 1940 Московской государственной консерватории (МГК) было присвоено имя П. И. Чайковского. В 1954 перед зданием Большого зала был установлен памятник П. И. Чайковскому, работы скульптора В. И. Мухиной. С 1958 в Большом зале Московской консерватории каждые четыре года проходят Международные конкурсы им. П. И. Чайковского. В 1968 к Московской консерватории присоединили здание, где в 1886—1918 находилось Синодальное училище церковного пения, для которого в 1898 был открыт большой зал с хорами, обладающий хорошей акустикой. Долгие годы ушли на реставрацию, и в 1983 концертом пианиста С. Рихтера, красивейший бело-голубой зал был заново открыт. В конце 1986 он получил название Рахманиновского — в честь выпускника Московской консерватории 1892, выдающегося русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова. Первым директором Московской консерватории стал ее создатель Н. Г. Рубинштейн, руководивший ею до своей смерти в 1881. В разное время консерваторией руководили: С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов (1889—1906), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922), А. Б. Гольденвейзер (1922—1924 и 1939—1942), К. Н. Игумнов (1924—1929), Г. Г. Нейгауз (1935—1937), В. Я. Шебалин (1942—1948), А. В. Свешников (1948—1974) и др. С 2009 ректором МГК им. П. И. Чайковского является профессор А. С. Соколов, руководивший консерваторией в 2001—2004. В разные годы в Московской консерватории преподавали: композиторы (А. Н. Скрябин, А. В. Александров, Р. М. Глиэр, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, М. И. Чулаки и А. Г. Шнитке), пианист Л. Н. Оборин, скрипачи Л. М. Цейтлин и Д. Ф. Ойстрах, виолончелисты С. Н. Кнушевицкий и М. Л. Ростропович, органист Л. И. Ройзман и др. В числе нынешних педагогов: композиторы Владислав Агафонников и Роман Леденев, скрипачи Ирина Бочкова и Эдуард Грач, пианисты (Элисо Вирсаладзе, Сергей Доренский, Николай Луганский, Екатерина Мечетина), дирижер Феликс Коробов; арфистка Эмилия Москвитина, певцы Галина Писаренко и Зураб Соткилава, виолончелистка Наталия Шаховская и др. Здесь учились певцы (Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Валерия Барсова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Артур Эйзен), актриса Любовь Орлова, композиторы (Николай Метнер, Родион Щедрин, Дмитрий Кабалевский, Эдуард Колмановский, Арам Хачатурян, Виссарион Шебалин, Софья Губайдуллина, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский), пианисты (Давид Ашкенази, Святослав Рихтер, Вера Горностаева, Владимир Крайнев, Денис Мацуев), дирижеры (Николай Голованов, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Рудольф Баршай, Вероника Дударова, Альгис Жюрайтис, Владимир Минин, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков) альтист Юрий Башмет, скрипачи Игорь Безродный и Леонид Коган, арфистка Вера Дулова и др. Многие выпускники впоследствии здесь же преподавали. В настоящее время студенты обучаются на фортепианном, оркестровом, вокальном, композиторском, историко-теоретическом факультетах, факультетах симфонического и хорового дирижирования, исторического и современного исполнительского искусства. В 2003 Московской консерватории присвоен статус университета.
Литература:
1. Власова Е. С. «Генеральная чистка» Московской консерватории // 1948 год в советской музыке: документированное исследование / Е. С. Власова. — Москва, 2010. — С. 34—38. 2. Власова Е. С. Московская консерватория и ее директор В. Я. Шебалин // 1948 год в советской музыке: документированное исследование / Е. С. Власова. — Москва, 2010. — С. 304—322. 3. Галаганова С. Николин день, что длится дольше века…: [об основателе и первом директоре Московской консерватории Н. Г. Рубинштейне] // Человек. Культура. Город. — 2007. — № 2. — С. 21—23. 4. Наш Старик: Александр Гольденвейзер и Московская консерватория: [переписка, дневник, воспоминания] / [сост.: А. С. Скрябин, А. Ю. Николаева]; Всерос. музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки [и др.]. — Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2015. — 702, [1] с.: ил. — (Письмена времени). 5. Голубенко С. С. Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны: автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Голубенко Святослав Сергеевич; [Место защиты: Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки]. — Нижний Новгород, 2011. — 24 с. 6. Московская консерватория: вчера — сегодня — завтра: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; [редкол.: Е. Г. Сорокина, Е. Л. Гуревич]. — Москва: Московская консерватория, 2008. — 183 с.: ил., портр., ноты. 7. Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории рус. музыки; [сост. С. С. Голубенко]. — Москва: Московская консерватория, 2005. — 423, [1] с., [16] л. ил., портр. 8. Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК им. П. И. Чайковского и ГЦММК им. М. И. Глинки: [альбом]: [в 2 т.] / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского [и др.]; [авт. ист. обзоров — Т. А. Алиханов и др.]. — Москва: Прогресс-Традиция, 2006. Т. 1. — 126, [1] с.: цв. ил., портр. Т. 2. — 390, [1] с.: ил. 9. Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006: биографический энциклопедический словарь / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; [редкол.: Е. С. Лотош и др.]. — Москва: Московская консерватория, 2007 — 665, [1] с. 10. Московская консерватория: традиции музыкального образования, искусства и науки, 1866-2006 / [ред.-сост. М. С. Старчеус]. — Москва: Московская консерватория, 2006. —119, [1] с.: цв. ил., портр. 11. Музыкальное сердце столицы: здание Московской консерватории и его окрестности в прошлом и настоящем / подгот. И. И. Магер // Московский журнал. — 2011. — № 9. — C. 22—32: ил. 12. Расина Э. Б. Библиотека Московской консерватории: научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева / Э. Б. Рассина; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — Москва: Московская консерватория, 2006. — 207 с., [48] с.: ил., портр. 13. Санько А. Композиторская школа Московской консерватории в 50-е годы XX века: воспоминания А. Я. Эшпая, А. А. Балтина, А. М. Волконского // Музыкальная академия. — 2008. — № 1. — С. 114—117. 14. Сапожникова И. Н. Родной дом — Московская Консерватория: документальная повесть об отце / Ирина Сапожникова. — Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2009. — 123 с.: ил., портр. 15. Сафонова Е. Л. Скрипичная школа Московской консерватории: к вопросу об уникальности педагогического опыта // Музыковедение. — 2008. — № 7. — C. 50—55. 16. Слуцкая Л. Е. Эстафета поколений: Московская консерватория в истории становления и развития отечественной системы профессионального музыкального образования: моногр. / Л. Е. Слуцкая; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — Тула: Тульский полиграфист, 2011. — 179 с. 17. Творчество. Концепции. Школы. Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней): сб. ст. по материалам теоретических сессий / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории и теории исполнительского искусства; [ред.-сост.: В. В. Березин, А. М. Меркулов, П. В. Седов]. — Москва: Московская консерватория, 2008. — 263 с.: ноты. 18. Шабшаевич Е. М. О музыкальных вечерах учащихся Московской консерватории последней трети XIX — начала XX века // Музыковедение. — 2009. — № 5. — C. 16—21: ил.
|