Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сентября — 85 лет назад создается Центральный театр кукол






(1931)

Центральный театр кукол (с 1992 — Государственный академический центральный театр кукол (ГАЦТК) им. С. В. Образцова) был создан по инициативе Дома художественного воспитания детей. Первоначально в нем работали 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял Сергей Владимирович Образцов (1901—1992), выдающийся деятель отечественного искусства, актер, режиссер, художник и литератор. Ведущим актером театра в то время был старейший кукольник страны И. А. Зайцев.

В первые годы своего существования театр был передвижным, постоянное помещение он получил лишь в 1937 (ул. Горького, 32 а). Настоящей премьерой молодого театра стал сыгранный 17 апреля 1932 агитационный спектакль «Джим и Доллар» по пьесе, специально написанной А. П. Глобой для труппы.

Все спектакли 1930-х — «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева (1936), «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской (1936), «Кот в сапогах» Г. Л. Владычиной (1937), «Конек-Горбунок» В. В. Курдюмова (1938), «Терем-теремок» С. Я. Маршака (1940) и др. — ставились для детей. В 1940 театр поставил первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина» Н. В. Гернет, где впервые были применены тростевые куклы. Позднее для взрослых были выпущены постановки «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1941) и «Король-олень» (по К. Гоцци, 1943) Е. В. Сперанского.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 театр был эвакуирован в Новосибирск. Была создана фронтовая бригада, работавшая в прифронтовой зоне. По просьбе командования Сибирского военного округа артисты обучили красноармейцев играть куклами, и на фронте возникло шестнадцать фронтовых кукольных театров.

После войны Театр кукол продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность.

Среди лучших спектаклей: для детей — «Веселые медвежата» М. Г. Поливановой (1945), «Краса Ненаглядная» Е. Б. Сперанского (1948), «Буратино» Е. Б. Борисовой (1953), «Наша Чукоккала» К. И. Чуковского (1973), «Хитрый ежик» Н. В. Гернет и Е. В. Сперанского (1979), «Маугли» (по Р. Киплингу, 1987); для взрослых — «Необыкновенный концерт» (1946, 1968), «Под шорох твоих ресниц» Е. Б. Сперанского (1949), «Чертова мельница» Я. Дрды и И. В. Штока (1953, 1991), «Мой, только мой!» Б. Д. Тузлукова (1958), «Божественная комедия» (1961) и «Ноев ковчег» (1968) И. В. Штока (1968), «Дон Жуан» В. Б. Ливанова и Г. Я. Бардина (1975), «Полоумный Журден» М. А. Булгакова (1984), «Шлягер, шлягер, только шлягер» А. И. Хайта (1985), «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова (1989), «Геракл» М. Бартенева (1994). В составе труппы в разные годы входили: актеры и режиссеры (З. Е. Гердт, Е. Е. Синельникова, С. С. Самодур, И. Е. Мазина, В. А. Кусов), художники (Б. Д. Тузлуков, А. А. Спешнева и др.). С 1937 при театре работает Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире. С 1956 театр постоянно участвует в международных кукольных фестивалях, проводимых под эгидой УНИМА.

В 1970 театр переехал в новое здание на Садово-Самотечной улице. На фасаде установлены великолепные металлические часы, ставшие «визитной карточкой» театра и одной из достопримечательностей Москвы. Высота часов на стене кукольного театра составляет 4 м, длина — 3 м. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов, и двенадцать животных — сказочных персонажей — приветствуют собравшихся перед театром под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского. Все вместе животные появляются лишь дважды — в полдень и в полночь. Авторы часов — скульпторы Д. Шаховской и П. Шимес, создатель механизма В. Кальмансон.

В 1981 театр стал академическим; с 1992 носит имя своего создателя и многолетнего художественного руководителя С. В. Образцова.

За десятки лет ГАЦТК им. С. В. Образцова, занимающий два здания на Садовом кольце столицы, превратился в самый крупный мировой кукольный центр. Он обладает наиболее полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах; крупнейшим в мире музеем театральных кукол-подлинников всех известных систем — от античности до наших дней, а также архивами бесценных документов, фотографий, фото-, видео-, аудио-, кинофондов.

В 2001 театром и Фондом им. С. В. Образцова организован Международный кукольный фестиваль им. С. В. Образцова (биенале) и учреждена Международная премия С. В. Образцова (автор серебряной статуэтки известный российский скульптор И. Ковальчук), которая присуждается за уникальную «жизнь в искусстве театра кукол».

 

Литература:

 

1. Academia Образцова / [авт. идеи и рук. проекта Б. Голдовский; сост. и отв. ред. В. Шеховцев]. — Москва: Дизайн Хаус, 2007. — 335 с.: ил., цв. ил., портр.

2. Голдовский Б. П. Режиссерское искусство театра кукол России XX века: очерки истории / Борис Голдовский. — Москва: ВАЙН ГРАФ, 2013. — 319 с.: портр. — Из содерж.: Сергей Образцов.

3. Денников А. С. О театре кукол и взаимодействии искусств: [беседа с актером и режиссером Центрального театра кукол им. С. В. Образцова А. Денниковым / вела Елена Степанян] // Русское искусство. — 2006. — № 1. — C. 64—71: цв. ил.

4. Корндт М. Академия Образцова // Юный художник. — 2011. — № 9. — С. 1—4: ил.

5. Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова / [авт.: Б. П. Голдовский и др.; сост.: С. С. Гнутикова]. — Москва: Бук Хаус, 2005. — 215 с.: ил., портр. — (Музеи России).

6. Образцов С. В. Всю жизнь я играю в куклы / Сергей Образцов; [рис. авт.]. — [Репр. изд.]. — Москва: Время, 2001. — 79 с.: цв. ил. — (Сергей Образцов детям).

7. Образцов С. В. Дневник, 1921—1930 годы / С. В. Образцов. — Москва: Дизайн Хаус, 2007. — 71 с.: ил., портр.

8. Образцов С. В. По ступенькам памяти / Сергей Образцов. — Москва: Время, 2001. — 317 с + [16] л. ил., портр. — (Век и личность: Автопортрет на фоне эпохи).

9. Образцова Е. М. Волшебный мир кукольного театра: [беседа с внучкой С. В. Образцова Екатериной Образцовой / вела Елизавета Штайгер] // Свой. — 2008. — № 5/6. — С. 42—47: цв. ил., портр.

10. Образцова Е. М. Мой дед был человеком с легким сердцем: [интервью с внучкой С. В. Образцова, художественным руководителем Центрального театра кукол Екатериной Образцовой / вела Ольга Лунькова] // Караван историй. — 2004. — № 12. — С. 284—310: ил., портр.

11 Образцова Е. М. Необыкновенный Образцов / Екатерина Образцова, Петр Образцов. — Москва: Яуза: Эксмо, 2006. — 331 с., [24] л. ил., портр.

12. Поюровский Б. М. Полемические заметки. После нас — хоть потоп? // Театральная жизнь. — 2004. — № 1/2. — С. 22—23: ил.

13. Хорт А. Н. Не только куклы. Все про Образцова / А. Хорт, Б. Голдовский. — Москва: ГАЦТК, 2001. — 63 с.: ил., портр.

14. Шрайман В. Л. Образцов и современный театр // Театр чудес. — 2011. — № 3/4. — C. 23—24.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал