Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство об охране труда, его структура.






Руководители предприятий конечно осознают, сколько хлопот доставляет соблюдение всех нормативов, ГОСТов, СНиПов и прочих нормативных актов в сфере охраны труда. По своей сути государственный контроль за охраной труда в некоторых моментах был и остается даже более непреклонным по отношению к собственнику предприятия, чем налоговое законодательство. Приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности записан как один из принципов государственной политики в Законе об охране труда. Вот почему соблюдение основных нормативных актов по охране труда смо­жет уберечь работников от несчастных случаев, а собственника и руководство предприятия — от санк­ций со стороны контролирующих органов.

Статьи Закона об охра­не труда №229 с изменениями и дополнениями не детализирована сфера трудовых отношений в области охраны труда, а представлено основные принципы. Практически каждая из его статей развивается в подзаконных актах — положениях, инструкциях, правилах, нормативах и стандартах. При этом некоторые из них сохра­нились и действуют на территории Украины еще в редакци­ях актов бывших государственных органов СССР и ВЦСПС. И все эти документы непременно содержат словосочетания: " собственник или уполномоченный им орган (далее — соб­ственник) обязан (должен)", " ответственность возлагается на собственника (руководителя) предприятия" и т. п.

В целом система нормативных актов в сфере охраны труда является многоуровневой: начиная с упомянутого Закона об охране труда (раздел 5 регламентирует нормативные документы по охране труда), Кодекса законов о труде Украины, конвенций Международной организации труда, ратифицированных Ук­раиной, и заканчивая стандартами предприятия, которые так­же подразделяются на общие и специальные.

Среди подзаконных актов основной массив, разумеется, составляют акты Государственного департамента по над­зору за охраной труда(на сегодняшний день он преобразо­ван в Государственный комитет Украины по надзору за ох­раной труда, далее — Госгорпромнадзор)- ДНАОП –Державні нормативні акти з охорони праці; ДСН - Державні Санітарні норми, ДБН – Державні будівельні норми. Именно их со­держание плюс Государственные стандарты Системы стан­дартов безопасности труда - ГОСТы, СНиП - Строительные нормы и прави­ла, СанПиН- Санитарные нормы и правила — ориентир для руководителя предприятия при анализе состояния рабочих поме­щений (цехов), оборудования, машин и механизмов, рабо­чих мест на соответствие безопасным условиям труда, раз­работке должностных инструкций и инструкций по охране труда.

В законе Украины «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНОГО И ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ» Раздел 2 ст.4 говориться о правах граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами санитарного законодательства.

 

 


 


 

 

 

 

         
   
общие
 
специальные
 
 

 

 


 


К сожалению, внушительные массивы стандартов и нор­мативов, конечно же, не становятся " бестселлерами" для всех без исключения работников предприятия. Да и собственник или руководитель не может изменить приказами самого от­ношения своих подчиненных к охране труда в целом. Неред­ко приходится, например, наблюдать, как из " бесхозно" ус­тановленного в офисе ксерокса сотрудница пытается дос­тать зажеванный лист бумаги, смело открыв его корпус. Ве­роятно, ее никто не предупредил, что на его отдельных эле­ментах напряжение достигает нескольких тысяч вольт, а бло­кировки имеют способность не срабатывать (тем более если их действие никто не проверяет).

Естественно, выполнение тех или иных требований зако­нодательства прежде всего сопоставляется с экономичес­ким результатом. Но как раз этот подход неприемлем, ког­да речь идет о Законе об охране труда. Последний требует, чтобы в первую очередь обеспечивались безопасность ра­ботника и безвредные условия труда. Причем отдельные нормы данного Закона начинают работать буквально сразу с момента регистрации субъекта предпринимательской де­ятельности.

Собственники предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы разрабатывают на основании ДНАОП и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Рекомендациями Госгорпромнадзора по применению „Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", утвержденного приказом Госгорпромнадзор от 12. 12. 1993 года № 132, к основным нормативным актам предприятия относятся:

— Положение о системе управления охраной труда на предприятии.

— Положение о службе охраны труда предприятия.

— Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.

— Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов

по вопросам охраны труда.

— Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний

работников по вопросам охраны труда.

— Положение об организации и проведении первичного и пов­торного инструктажей, а также пожарно-технического минимума.

— Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативным актам об охране труда.

— Положение об организации предварительного и периодического медицинских осмотров работников.

— Положение о санитарной лаборатории предприятия.

— Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ..

— Инструкции о порядке проведения сварочных и других огневых работ на производстве.

— Общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности.

— Перечень работ с повышенной опасностью.

— Перечень должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверки знаний по охране труда.

— Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания.

— Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях

— Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

 

2.3.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ И ВОПЛОЩАЕТ СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА (ст.15 Закона об ОТ):

1. Создание эффективной СУОП, которая способствовала бы усовершенствованию деятельности каждого структурного подразделения и каждого должностного лица.

2. Осуществление оперативно-методического руководства работой охраны труда.

3. Разработка вместе со структурными подразделениями мероприятий по обеспечению норм безопасности, гигиены труда и производственной среды или их повышения, если они достигнуты, а также подготовка раздела " Охрана труда" в коллективном договоре.

4. Разработка методики и проведение инструктажа по вопросам охраны труда.

5. Обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами.

6. Проведение паспортизации цехов, участков, рабочих мест относительно соответствия их требованиям охраны труда.

7. Осуществление оперативного и текущего контроля за состоянием охраны труда предприятия.

8. Расследование, учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, а также расчет вреда от этих событий.

9. Участие в подготовке и составлении статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда,

10. Разработка перспективных и текущих планов работы предприятия относительно создания безопасных и безвредных условий труда.

11. Планирование и контроль расходов средств на охрану труда из фонда охраны труда.

12. Пропаганда и агитация безопасных и безвредных условий труда путем проведения консультаций, конкурсов, бесед, лекций, наглядной агитации и работы методического кабинета.

13. Организация учебы, повышение квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц,

14. Участие в работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия и помощь в проработке необходимых материалов и реализации ее рекомендаций.

15. Участие в комиссиях по введении в действие цехов, участков, нового оборудования или после его капитального ремонта.

16. Обеспечение работающих коллективными и индивидуальными средствами защиты от вредных и опасных факторов производства, лечебно-профилактическим питанием, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями, предоставления предусмотренных законодательством льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда.

17. Контроль за соблюдением требований трудового законодательства относительно использования труда несовершеннолетних, инвалидов и женщин, прохождением первичных, периодических, ежегодных обязательных и других предусмотренных соответствующими документами медицинских осмотров работниками предприятия,

18. Контроль за соблюдением действующего законодательства, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов, выполнения должностных инструкций, проведения инструктажей на рабочем месте, выполнения предписаний органов государственного надзора, приказов, распоряжений, а также мероприятий к устранению причин несчастных случаев и аварий, которые отмечены в актах их расследований.

19. Контроль за соответствием нормативным актам об охране труда: машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов, средств противоаварийной коллективной и индивидуальной защиты работающих, наличии технологической документации на рабочих местах.

Для выполнения вышеуказанных функций служба охраны труда должна иметь соответствующую информационную базу, средства связи, современную оргтехнику, компьютерное обеспечение и высококвалифицированный инженерный состав работников. Кроме того, служба охраны труда должна иметь средства влияния на производственную деятельность предприятия. Такое влияние предусмотрено " Положением о службе охраны труда".

Работники службы охраны труда имеют право выдавать руководителям предприятий, учреждений, организаций и их подразделам обязательные для выполнения предписания относительно устранения имеющихся недостатков. Предписание специалиста из охраны труда, в том числе об остановке работ, может упразднить в письменной форме лишь должностное лицо, которому подчиненная служба охраны труда, а именно - работодателю.

Должностные лица службы охраны труда должны требовать устранения от работы работников, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда, или не имеют допуска к соответствующим работам, или нарушают нормативные акты об охране труда, предлагать руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования относительно охраны труда.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал