Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные причины и формы нарушения зрения у детей






В первые годы жизни малыша его зрение проходит период наиболее интенсивного развития, и именно на этом этапе возникают проблемы со зрением, нуждающиеся в коррекции. Многие родители ошибочно полагают, что наиболее опасный для глаз период – школьные годы, и именно из-за необъятной школьной программы многие дети начинают страдать близорукостью или астигматизмом. Во время учебы глаза ребенка действительно подвергаются серьезным испытаниям. Ведь школьнику приходится много читать, хочется посмотреть любимые фильмы и поиграть на компьютере в популярные игры. Но все это не способно испортить зрение. Это лишь прекрасный стимул для прогрессирования всех тех проблем со зрением, которые возникли в период его формирования.

А это значит, что самое лучшее и правильное, что могут сделать родители, - постараться выявить нарушения и провести коррекцию зрения ребенка еще до 7 лет, когда это можно сделать наиболее легко и быстро. Если потерять время, то дальнейшее лечение будет более затяжным и менее эффективным. А после 12-13 лет терапия будет уже абсолютно неэффективна. И тогда единственным вариантом лечения будет лазерная коррекция, которую можно проводить только после 18 лет. А это означает, что большую часть учебы в школе и в институте подросток будет вынужден провести в некомфортных для себя условиях, постоянно используя очки или контактные линзы.

Причин может быть огромное множество. И самая распространенная из них – это наследственность. Если один из родителей имеет проблему со зрением, то вполне вероятно, что у ребенка рано или поздно возникнет та же проблема. Но если Вы уже знаете об этом, следите за зрением ребенка более внимательно. Сейчас не так уж и много глазных болезней, которые не поддаются лечению. Большинство из них можно легко устранить, если только вовремя начать.[10, c.56]

Еще одна причина снижения зрения у детей – их излишняя избирательность в еде. Если спросить родителей, то у одной половины из них дети не едят мясо, а у второй половины – не любят молоко во всех его проявлениях. Такое вегетарианство крайне негативно сказывается на работе зрительного нерва, который начинает сбиваться при передаче нервных импульсов. И в результате ребенок плохо видит. А родители продолжают потакать ему в его гастрономических предпочтениях, совершенно не догадываясь о том, что именно они портят зрение малышу.

Яркий свет -чем больше ребенок смотрит на яркое солнце или на вспышки фотокамеры, тем больше поражается сетчатка глаза, и тем меньше на ней остается здоровых участков, способных отображать увиденное. Поэтому, выбирая для себя новые стильные очки на лето, не нужно забывать купить новую пару также и для ребенка. Но очень важно подбирать очки с качественным стеклом, не искажающие картину. Так как это может навредить зрению еще больше, чем яркое солнце.

Кроме того, на зрение влияют стрессы, постоянные игры или чтение на компьютере, ежедневный просмотр телевизора, чтение в кровати, лежа и при плохом освещении, игры в телефоне во время поездок в транспорте, постоянное напряжение глаз, не сопровождающееся регулярными перерывами на отдых (каждый час) и многое другое.[9, c.74]

Но даже если Вы не можете полностью изменить распорядок жизни ребенка и заставить его больше времени проводить в форме активного отдыха или занятий спортом, то в Ваших силах, как минимум, раз в год водить его к окулисту и проверять зрение. Любую проблему можно исправить. И поэтому лень, и невнимательность родителей можно считать первой и самой главной причиной плохого зрения у детей.

Известно, что любое общее заболевание, и в первую очередь детские инфекции (корь, скарлатина и др.), ослабляет детский организм вообще и органы зрения в частности. Такое ослабление зрения в периоды общего ухудшения здоровья ребенка требует при работе с малышом особого подхода к нему. В частности, рекомендуется избегать во время обострения заболеваний большой зрительной нагрузки: следует уменьшить мощность осветительных приборов, предложить более крупные игрушки, повесить шторы от прямого солнечного света, заменить разглядывание картинок рассказыванием сказок. У ребенка со стойкими нарушениями зрения с самого раннего возраста необходимо активизировать деятельность всех остальных, кроме зрения, органов чувств (слуха, осязания), а также постоянно включать в работу остаточное зрение. С первых месяцев жизни малыша важно постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт, обогащать его опыт прикосновениями и ощущениями движения. Надо часто менять положение его тела, поглаживать, проводить гимнастику, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям. Ребенка с нарушениями зрения следует, как можно раньше учить ощупывать различные предметы. Взрослые при этом обязательно должны называть эти предметы, чтобы образы предметов запечатлелись в памяти малыша.[21, c.25]

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации (ложная близорукость) – этонарушение работыглазной (цилиарной) мышцы, ивследствие этого способности глаза поддерживать четкое видение предметов, находящихся наразных удалениях отглаз. Иными словами, спазм аккомодации – этоспазм глазной мышцы, из-закоторого глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так ивдали. Спазм аккомодации является частой причиной усталости глаз.

Спазм аккомодации чаще всего встречается удетей имолодых людей - каждый шестой школьник страдает подобнымнарушением. Основная его причина – зрительное перенапряжение при работе наблизком расстоянии (чтение, работа накомпьютере, длительный просмотр телепередач).

Развитию спазма аккомодации способствуют:

· несоответствие мебели вшколе идоме росту ребёнка;

· плохое освещение рабочего места;

· слабость шейных испинных мышц;

· отсутствие правильного распорядка дня;

· поздний отход косну;

· нерациональное по времени и качеству питание;

· недостаточное пребывание на свежем воздухе;

· пренебрежение занятием утренней зарядкой, физкультурой и спортом;

· частые и длительные просмотры телепередач;

· общее ослабление здоровья.

Свозрастом происходит естественное изменение аккомодации. Причиной этого является уплотнение хрусталика. Онстановится все менее пластичным итеряет свою способность менять форму.

Напряженная зрительная работа наблизком расстоянии (чтение, работа накомпьютере) приводит кспазму аккомодации. При этом упорное сокращение цилиарной мышцы непроходит даже тогда, когда глаз ненуждается втаком сокращении. Всё это ведёт кстойкому усилению преломляющей способности глаза, апоэтому может расцениваться как близорукость (ложная близорукость).

Долгое сидение закомпьютером иинтенсивная работа сбумагами приводят к тому, что глаза быстро устают, в них возникает ощущение жжения, рези и боли. Глаза краснеют, иногда возникает слезотечение. Картинка вблизи становится менее четкой, адалекие предметы словно расплываются, может появиться двоение. Если ухудшение зрения носит временный характер, торечь, возможно, идет именно оспазме аккомодации (ложной близорукости).

Школьник, страдающий спазмом аккомодации, почувствовав ухудшение зрения, быстрее устает на занятиях, требующих зрительного напряжения, что довольно скоро проявляется снижением успеваемости. При этом унего появляются головные боли, причину которых часто немогут определить иотносят засчет возрастной перестройки организма.

Продолжительность этого заболевания колеблется от нескольких месяцев донескольких лет, взависимости отобщего состояния пациента, режима его жизни, характера работы. Спазм аккомодации может впоследствии перейти вистинную близорукость.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.[17, c.64]

2. Близорукость (миопия) - может быть наследственной, врождённой и приобретённой. Многочисленные исследования показали, что наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, причём наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его возникновению. Установлено, что, если один из родителей страдает миопией, то риск её возникновения у ребёнка повышается; но он повышается ещё больше, еслимиопией страдают оба родителя. Таким образом, необходимо предпринять все меры для предотвращения развития болезни у таких детей.

Врождённая близорукость появляется при диспропорции между длиной глаза (переднезадней осью) и силой преломления (рефракцией), но она не прогрессирует лишь в том случае, если у ребёнка нет наследственной слабости и повышенной растяжимости склеры. Но, в большинстве случаев такая близорукость сочетается со слабостью склеры и её повышенной растяжимостью и она неуклонно прогрессирует, что может привести к тяжёлым необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, что может стать причиной инвалидности по зрениию. Причиной развития врождённой близорукости может стать врождённая патология роговицы или хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, а также врождённая глаукома. Но одного повышенного внутриглазного давления недостаточно для развития близорукости. Для её возникновения повышенное давление должно сочетаться со слабостью склеры.

Но чаще близорукость развивается и прогрессирует в школьном возрасте, что связано с увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком кальция, магния, цинка и др.), неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с ускоренным ростом ребёнка. Немаловажную рольграют сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет) и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости.

Таким образом, выделяют следующие факторы риска развития близорукости:

1. Наследственность.

2. Врождённые аномалии глазного яблока.

3. Недоношенность (миопия возникает в среднем у 40%).

4. Повышенная зрительная нагрузка.

5. Несбалансированное питание.

6. Несоблюдение гигиены зрения.

7. Инфекции и сопутствующие общие заболевания (частые ОРЗ, сахарный диабет, синдром Дауна, синдром Марфана и др.).

8. Врождённая глаукома.

Непосредственными же причинами развития близорукости являются увеличение переднезаднего размера глаза более 25 мм при нормальной преломляющей силе глаза (осевая миопия) или увеличение преломляющей силы при нормальном переднезаднем размере (рефракционная миопия), а также их сочетание (смешанная миопия).

Миопия бывает физиологической, патологической (миопическая болезнь) и лентикулярной.

В зависимости от степени близорукости миопию можно исправить очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.

Симптомы близорукости. Плохое зрение при взгляде на отдаленные предметы, частые головные боли, повышенная зрительная утомляемость при долгом смотрении вдаль (например, во время спортивных игр).[22, c.76]

3. Дальнозоркость - в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Дети часто рождаются с диагнозом дальнозоркость, но, как правило, большинство из них уже к 10-летнему возрасту имеют зрение, приближенное к нормальному. Все дело в том, что средняя степень дальнозоркости является нормой для маленьких детей из-за того, что глазное яблоко короче, чем нужно. По мере взросления ребенка, растет и глазное яблоко.

Дальнозоркость или гиперметропия это аномалия рефракции глаза, при которой далеко расположенные изображения фокусируются не на сетчатке глаза, а за ней.

Дальнозоркость у детей бывает трех видов: слабая (до 3 диоптрий), средняя (до 5 диоптрий), высокая (свыше 5 диоптрий).

Новорожденные малыши всегда имеют среднюю степень дальнозоркости около 3 диоптрий. По мере развития и совершенствования зрительной системы количество диоптрий уменьшается и к 3 годам составляет около 1-1, 5 диоптрий. Но есть детки, которые рождаются с высокой степенью дальнозоркости, и по мере развития количество диоптрий не снижается, поэтому очень важно регулярно наблюдаться у окулиста.

Врачи-окулисты могу отслеживать тенденцию улучшения рефракции глаза. Первый осмотр происходит примерно в 6-месячном возрасте, второй в годовалом возрасте. К концу первого года жизни в норме у ребенка должно быть не больше 2, 5 диоптрий.

Если во время не распознать аномалию, есть большой риск получить осложнения в виде сходящегося косоглазия или амблиопии.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.[29, c.69]

4. Астигматизм - это офтальмологическое заболевание, то есть оно означаетзрительное нарушение. Это смещение зрительного фокуса, в результате чего ребенок видит предметы искаженно. Как правило, астигматизм сочетается либо с близорукостью (миопический астигматизм), либо с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).

В норме роговица глаза имеет ровную сферическую поверхность и оптический фокус. Лучи света после преломления в оптической системе глаза сходятся в одну точку. В таком случае зрение «нормальное» - ребенок видит предметы четко и так, как они выглядят на самом деле. При астигматизме световые лучи, преломляясь, рассеиваются, создавая несколько фокусов одновременно. Но ни один из них может не находится на нужной оси, что искажает восприятие изображения. Обычно это происходит из-за неправильной формы линз. То есть она не сферическая, а вытянутая в любую из сторон, поэтому в разные стороны от центра глаз «видит» как бы неодинаково. Чаще всего искривлена роговица, но причина может быть и в хрусталике. Соответственно различают роговичный и хрусталиковый астигматизм. А в зависимости от места расположения фокусов различают простой, сложный и смешанный детский астигматизм:

· простой астигматизм характеризуетсяблизорукостью или дальнозоркостью зрения только одного глаза;

· при сложном астигматизме оба глаза имеют одноименный дефект зрения разной степени;

· смешанным сложным астигматизмом называют зрение человека, один глаз которого видит «близоруко», а другой - «дальнозорко».

Астигматизм - заболевание в подавляющем большинстве случаев врожденное, обусловлено генетически. Но это вовсе не значит, что уже с детства ребенок плохо или «неправильно» видит. Часто астигматизм не дает о себе знать долгие годы и может проявиться когда угодно! Но чем раньше он будет определен, тем легче, быстрее и эффективнее будут проходить лечебные мероприятия, потому как своевременно проведенная коррекция значительно уменьшает нагрузку на зрительную систему и предупреждает развитие осложнений.

Самый верный способ определения астигматизма - профессиональный офтальмологический осмотр ребенка. Поэтому не пренебрегайте профилактическими походами к окулисту (впервые - в 4 месяца, потом в год, в три, и так аж до 16-ти лет). Чаще всего офтальмолог диагностирует детский астигматизм на втором году жизни.

В зависимости от степени астигматизма ребенку обычно прописываются очки, астигматизм может также исправляться контактными линзами или рефракционной хирургией. Если у ребенка только малая степень астигматизма, он может его не замечать или испытывать лишь несколько расплывчатое зрение. Иногда неисправленный астигматизм может вызывать частые головные боли или повышенную утомляемость глаз при зрительной нагрузке.[39, c.24]

5. Косоглазие–это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят «неправильно». Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка.

Прикосоглазии у детейснижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию. Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной.

Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом.

При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается.

Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть:

· наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);

· наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей;

· различные интоксикации (отравления) плода в период беременности;

· тяжелые инфекционные заболевания ребенка (напримерскарлатина, дифтерияи др.);

· неврологические болезни.

Косоглазие лечится, как правило, с помощью очков или операции. Если косоглазие не лечить, впоследствии оно может привести к ухудшению зрения или другим глазным проблемам.

6.Амблиопия («ленивый глаз»)– функциональное расстройство зрения (снижение остроты), вызванное неприменением больного глаза в период зрительного развития. От амблиопии страдает примерно 2% детей, часто является следствием косоглазия. При этой проблеме один глаз слабее другого, и мозг «перекрывает» изображение, получаемое от более слабого глаза. У пациентов с амблиопией отсутствует бинокулярное зрение — способность мозга правильно сопоставлять два изображения обоих глаз в одно целое. Эта способность необходима для возможности оценивать глубину, т.е. того, какой предмет в поле зрения находится за каким. При амблиопии это невозможно. Лечится амблиопия с помощью очков, операции или пластыря, наклеиваемого поверх сильного глаза. Если ее не лечить, амблиопия может привести к потере зрения сначала в слабом глазе, а потом и в сильном. Зрительная система человека полностью развивается к 9–11 годам. До этого возраста зрительная система детей приспосабливается к нарушениям в зрении подавлением зрительного образа, получаемого из больного глаза. Если выявить амблиопию во время, ее причина может быть исправлена, и зрение восстановлено. Однако, примерно после 11 лет очень сложно, если, вообще, возможно, научить мозг использовать больной глаз в нормальном режиме.

Признаками амблиопии являются: плохое зрение в одном или обоих глазах, отклонение в сторону или закрытие одного глаза во время чтения или просмотра телевизора, косоглазие, поворот или наклон головы при взгляде на предмет.[44, c.58]

7.Конъюнктивит (красные глаза) – это воспаление тонкой и прозрачной оболочки глаза (конъюнктивы). Теперь это довольно распространенное заболевание.Конъюнктивит у детейвстречается чаще, чем у взрослых, протекает и лечится намного сложнее.

Выделяют всего 3 вида конъюнктивита: бактериальный, аллергический и вирусный.

У маленьких детей причиной конъюнктивитов обычно являются вирусная или бактериальная инфекция. У более старших детей причиной может быть также и аллергия. Обычно при конъюнктивите имеются следующие симптомы: покраснение век, чрезмерная слезоточивость и выделения из глаз. Для лечения бактериального конъюнктивита окулисты прописывают специальные капли или мази для глаз.[32, c.87]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал