Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. При изучении данной темы следует дать понятие Конституционного суда (РФ) и определить его организационно-правовые основы и принципы деятельности
При изучении данной темы следует дать понятие Конституционного суда (РФ) и определить его организационно-правовые основы и принципы деятельности, рассмотреть требования, предъявляемые к судьям конституционного суда. Конституционный Суд РФ - это федеральный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 18 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г.). Задачами Конституционного Суда РФ являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Общие полномочия Конституционного Суда РФ установлены в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ: 1. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; - конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; - договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; - не вступивших в силу международных договоров РФ 2. Конституционный Суд РФразрешает споры о компетенции: - между федеральными органами государственной власти; - между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; - между высшими государственными органами субъектов РФ. 3. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод человека и граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ; 5. Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерациидает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В п. 6 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к полномочиям Конституционного Суда РФ отнесено также выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Это полномочие Конституционного Суда РФ вытекает из положений ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет и иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Личность судьи в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
|