Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Водоснабжение и канализация
*5.2. В магазинах следует предусматривать: хозяйственно-питьевой водопровод холодной и горячей воды, бытовую канализацию, водостоки, внутренний противопожарный водопровод, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.08.02-89* и требованиями настоящего раздела. (Измененная редакция, Изм. № 3). *5.3. В магазинах необходимо предусматривать установку водосчетчиков холодной и горячей воды. Водомерные узлы следует устанавливать на вводах трубопроводов в магазины. В магазинах, встроенно-пристроенных и встроенных в жилые дома и пристроенным к ним, а также здания иного назначения, при наличии общих вводов водопровода холодной и горячей воды следует устанавливать дополнительные водосчетчики на каждом из ответвлений трубопроводов. *5.4. Системы канализации магазинов, встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилые здания или здания иного назначения, следует, как правило, предусматривать отдельными от систем канализации этих зданий. *5.5. Установка санитарно-технических приборов в подземных и цокольных этажах магазинов должна выполняться согласно п.17.27 СНиП 2.04.01-85*. (Измененная редакция, Изм. № 3). *5.6. В ИТП отдельно стоящих магазинов (при недостатке напоров в городской водопроводной сети) следует предусматривать установку хозяйственных и противопожарных насосов. *5.7. Для холодильных агрегатов в продовольственных магазинах, как правило, следует предусматривать воздушное охлаждение. При невозможности его устройства необходимо предусматривать систему оборотного водоснабжения. Расходы воды оборотного водоснабжения на подпитку системы следует согласовывать с соответствующими службами МГП " Мосводоканал". *5.8. В помещениях для хранения уборочного инвентаря следует предусматривать раковины, трапы, а также краны холодной и горячей воды. Помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже следует оборудовать раковинами и моечными ванными. Подсобные помещения предприятий питания для персонала магазинов и для посетителей следует оборудовать согласно нормативным требованиям к предприятиям общественного питания. *5.9. В универмагах торговой площадью 8500 м2 и более, а также в продовольственных магазинах торговой площадью 1000 м2 и более в торговых залах следует предусматривать трапы и поливочные краны для мокрой уборки полов. *5.10. Шлюз при камере пищевых отходов следует оборудовать раковиной и мойкой для мытья бачков. 5.11. В торговых залах магазинов " Рыба", а также " Природа" с зоотоварами по заданию на проектирование допускается проектировать аквариумы. *5.12. При наличии систем автоматического пожаротушения следует учитывать требования СНиП 2.04.09-84. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ *5.13. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и аварийную противодымную вентиляцию магазинов следует проектировать в соответствии со СНиП 2.04.05-91*, СНиП 2.08.02-89* и требованиями настоящего раздела. *5.14. Для торговых залов площадью 400 м2 и более, а также для разгрузочных помещений следует предусматривать отдельные ветви систем водяного отопления. *5.15. Дежурное отопление в торговых залах магазинов должно быть рассчитано на температуру воздуха плюс 10 С°. *5.16. В магазине следует предусматривать учет расхода теплоносителя. *5.17. Систему отопления магазина, встроенного или встроенно-пристроенного в жилое здание, не допускается объединять с системой отопления жилой части здания. *5.18. При размещении в здании нескольких магазинов для каждого из них следует проектировать отдельные ветви систем водяного отопления и вентиляции, а также предусматривать автономный учет расхода теплоносителей. *5.19. Воздушно-тепловую завесу у входа в торговый зал магазина следует проектировать: при количестве, проходящих через вход в течение одного часа более 250 человек; при наличии рабочих мест, расположенных смежно со входом или против входа, вне зависимости от количества человек, проходящих через вход в течение одного часа. В других случаях по заданию на проектирование допускается предусматривать воздушно-тепловую завесу у входа (как правило, электрическую) или установку у входа тепловентилятора, обеспечивающего частичное отопление помещения. *5.20. Воздушно-тепловые завесы ворот разгрузочных помещений следует проектировать в продовольственных магазинах торговой площадью 1500 м2 и более, а также в непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более. *5.21. Расчетную температуру и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать согласно приложению 14. *5.22. В продовольственных и непродовольственных магазинах торговой площадью до 400 м2 допускается проектировать вентиляции с естественным побуждением. *5.23. В помещениях магазинов торговой площадью 400 м2 и более, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован. *5.24. При расчете систем вентиляции и кондиционирования количество людей, находящихся в торговых залах, следует определять исходя из площади торгового зала на одного человека (или по технологическому заданию): 6м2 - для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных; 5м2 - для других непродовольственных магазинов, а также для продовольственных магазинов. 5.25. При ориентации на юг, восток и юго-восток остекленных проемов торговых залов и служебных помещений магазинов допускается предусматривать установку оконных или комнатных кондиционеров. *5.26. В торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или пахучими веществами и горючими жидкостями, допускается применять рециркуляцию воздуха, при этом наружный воздух следует подавать в объеме не менее 20 м3/ч на одного человека. *5.27. Системы вентиляции магазинов, встроенно-пристроенных, встроенных в жилые здания, а также в здания иного назначения или пристроенных к ним не допускается объединять с системами вентиляции этих зданий. *5.28. В помещениях кладовых следует, как правило, предусматривать естественную систему вентиляции с самостоятельными каналами. *5.29. Допускается подсоединение системы вытяжной вентиляции кладовых к общеобменной системе механической вентиляции подсобных помещений при условии установки огнезадерживающих клапанов в соответствии со СНиП 2.04.05-91. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА *5.30. Схемы электрических сетей должны проектироваться исходя из требований, предъявляемых к надежности электроснабжения электроприемников магазинов. По степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемники магазинов относятся к следующим категориям: I категория - электроприемники противопожарных устройств, охранная сигнализация при торговой площади более 2000 м2; II категория - остальные электроприемники при торговой площади более 2000 м2, а также электроприемники при торговой площади от 250 до 2000 м2; III категория - электроприемники при торговой площади менее 250 м2. *5.31. Расчет нагрузок для электросетей магазинов следует выполнять согласно ВСН 59-88. *5.32. В магазине должно быть предусмотрено одно общее вводно-распределительное устройство (ВРУ) или главный распределительный щит (ГРЩ) для приема электроэнергии от городской сети и распределения ее по потребителям электроэнергии. *5.33. ВРУ или ГРЩ следует, как правило, размещать в специально выделенных запирающихся помещениях (электрощитовых) со степенью защиты IP00. Допускаются другие варианты размещения ВРУ и ГРЩ, при этом следует предусматривать: степень защиты ВРУ не ниже IP30; размещение устройств и щитов в доступных для обслуживания местах; установку аппаратов защиты и управления в металлических шкафах или нишах строительных конструкций с запирающимися дверцами; съемные или запирающиеся на замки (без вывода наружу) рукоятки аппаратов управления. *5.34. Электрощитовые не допускается располагать непосредственно под помещениями с мокрыми процессами (кроме кухонь квартир). В электрощитовых следует предусматривать электрическое освещение, вентиляцию и температуру не ниже плюс 5 С°. *5.35. Допускается в соответствии с заданием на проектирование установка непосредственно в торговых залах распределительных пунктов, щитов и щитков. При этом их, как правило, следует размещать в нишах строительных конструкций с запирающимися дверцами. *5.36. От ВРУ и ГРЩ питающие линии холодильного оборудования, рабочего и аварийного освещения, освещения витрин, рекламы и иллюминации следует проектировать самостоятельными. *5.37. Питание электроприемников противопожарных устройств и охранной сигнализации независимо от категории надежности электроснабжения необходимо предусматривать от разных вводов, а при одном вводе - двумя линиями от этого ввода с устройством автоматического включения резерва (АВР). *5.38. Распределение электроэнергии к силовым распределительным щитам, пунктам и групповым щиткам сети электрического освещения следует, как правило, осуществлять по магистральной схеме. Радиальные схемы следует, как правило, выполнять для присоединения одиночных электродвигателей, групп электроприемников общего технологического назначения и электроприемников I категории надежности. *5.39. Силовые распределительные пункты, щиты и щитки следует располагать, как правило, на этажах, где размещены присоединенные к ним электроприемники. *5.40. В силовых распределительных сетях по магистральной схеме следует соединять не более четырех электроприемников мощностью до 3 кВт каждый, а также не более двух мощностью до 5 кВт каждый. Единичная мощность электроприемников, питаемых по магистральной схеме, не должна различаться более чем на 25 %. При наличии в торговом зале более двух кассовых аппаратов их питание следует осуществлять от двух линий. Количество кассовых аппаратов, питаемых одной линией, не ограничивается. *5.41. В торговых залах магазинов необходимо устанавливать включаемые через устройство защитного отключения (УЗО) розетки с защитными шторками, предназначенные для подключения уборочных машин, а также для проверки электро- и радиотоваров. *5.42. Управление рабочим освещением в торговых залах площадью 800 м2 и более, а также в отдельных случаях по заданию на проектирование следует проектировать, как правило, централизованным дистанционным. *5.43. Для помещений с зонами различной естественной освещенностью управление рабочим освещением должно обеспечиваться ручным или автоматическим включением и отключением светильников группами или рядами по мере изменения естественной освещенности помещений. *5.44. Управление освещением складских помещений для подготовки товаров к продаже следует проектировать местным для каждого помещения с возможностью централизованного дистанционного отключения. Выключатели местного управления освещением необходимо располагать вне помещений на несгораемых конструкциях и размещать в шкафах или нишах строительных конструкций. *5.45. В торговых залах, а также над кассовыми аппаратами следует устанавливать светильники аварийного освещения. *5.46. В магазинах следует предусматривать: городскую телефонную связь и радиотрансляцию, автоматическую пожарную сигнализацию (с учетом п. *3.43 настоящих норм), системы оповещения людей о чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожаре согласно НПБ 104-03. Другие системы связи и информации, а также охранная сигнализация предусматривается согласно заданию на проектирование. (Измененная редакция, Изм. № 3). *5.47. В части технического оснащения для предотвращения чрезвычайных ситуаций на крупных предприятиях розничной торговли (и торговых центрах) следует предусматривать: систему охранного телевидения (СОТ) - в торговых залах, подсобных помещениях и помещениях для хранения и подготовки товаров к продаже, а также по периметру объекта и на прилегающей территории; системы теле- и видеонаблюдения с круглосуточным режимом видеозаписи на встроенных и наземных автостоянках указанных объектов (срок хранения видеозаписи определяется заданием на проектирование конкретного объекта); перед входами в торговые залы - оснащение средствами досмотровой техники (стационарные арочные или ручные металлодетекторы), включающие оборудование для обнаружения оружия, взрывчатых веществ в металлической оболочке и с металлическими наполнителями; систему контроля и управления доступа (СКУД) - при входах (въезде) в здание, в подсобные, служебные и бытовые помещения, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, а также по заданию на проектирование - в помещения, выделяемые в составе зон ограниченного доступа; оснащение тревожными кнопками экстренного вызова с выводом сигнала на пункты централизованной охраны подразделений, осуществляющих охрану объекта; устройство охранной сигнализации. Количество элементов досмотровой техники и зоны ограниченного доступа определяются заданием на проектирование в зависимости от общей площади объекта и его объемно-планировочного решения. При возникновении чрезвычайной ситуации следует предусмотреть возможность автоматического отключения СКУД в зонах, располагаемых на путях эвакуации людей из торговых залов и служебных помещений. На встроенных и открытых автостоянках допускается устройство автоматической системы информации с использованием электронных табло-указателей о наличии свободных мест для парковки и направлении движения к ним. Данные информационные знаки, а также знаки эвакуации из торговых залов и других помещений следует проектировать с учетом требований НПБ 104-03 и ПУЭ. (Введен дополнительно, Изм. № 3). Приложение 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Универсам - магазин самоообслуживания с универсальным ассортиментом (супермаркет) продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса Мини-продукты - магазин с узким или ограниченным ассортиментом (минимаркет) продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 м2 Гипермаркет - магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса (торговой площадью от 5000 м2, при использовании до 50 % от торговой площади под размещение непродовольственных товаров) Универмаг - магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров Торговый центр - комплекс функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий и учреждений: магазинов разных типов, а также предприятий питания, бытового и других видов обслуживания, размещаемых на одной территории или в едином объеме Торговая площадь - сумма площадей торговых залов, а также помещений и магазина площадей для дополнительного обслуживания покупателей Основныеэвакуацион- - проходы в торговом зале между торговым оборудованием ные проходы или отделами (секциями), непосредственно связанные с эвакуационными выходами из зала Коэффициент устано- - отношение площади, занятой торгово-технологическим вочной площади оборудованием, к площади торгового зала Крупное предприятие роз- предприятие с торговой площадью 1000 м2 и более не зависи- ничной торговли мо от формы обслуживания покупателей и характера реализуемой продукции (продовольственные и непродовольственные товары) Этаж цокольный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещений Этаж подземный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем наполовину высоты помещений Этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в средней части здания, а также в нижней (техническое подполье) или верхней (технический чердак) части здания Встроенный магазин - магазин, все помещения которого располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем на 1, 5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м - со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений) Встроенно-пристроенный - магазин, помещения которого располагаются в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1, 5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м - со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений) Пристроенный магазин - магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания (Измененная редакция, Изм. № 3). Приложение 2 КЛАССИФИКАЦИЯ
(Измененная редакция, Изм. № 2). Приложение 3 РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ (ВИДЫ УСЛУГ) Отдел заказов, в том числе комплектация подарочных наборов1; 3) Предприятия питания1; 3) Раскрой тканей и подшив штор Мелкая переделка швейных изделий, купленных магазине Демонстрация новых товаров1; 3) Гравировка изделий3) Растяжка обуви и головных уборов Организация мест отдыха покупателей1; 3) Организация досуга детей1; 3; 4) Игровые автоматы1; 3) Аптечный киоск3) Хранение детских колясок1; 3) Аудио-, видеозаписи, их прослушивание и просмотр1; 3) Пункт приема заказов на изготовление кино- и фотопродукции1; 3) Выполнение заказов на изготовление кино- и фотопродукции3) Бюро обслуживания покупателей: 1;, 3) доставка товаров на дом; прием на хранение вещей и продуктов; упаковка товаров, приобретенных в различных отделах магазина; заказ такси; справочное бюро. Ксерокопирование; изготовление визиток, брошюровочные работы1, 3) Пункты обмена валюты1; 3) Туристические агентства3) Транспортные агентства3) Телефонные услуги, салон сотовой связи, факсимильная связь, почтовые услуги3) Демонстрация и продажа сопутствующих товаров1) Прием заказов на выполнение ремонтно-строительных или монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в различных отделах магазина1; 3) Кулинарный цех по изготовлению пищевой продукции с ее реализацией2; 3) Мелкий ремонт металлоизделий, ювелирные работы, ремонт часов3) Парикмахерская3) Общественные туалеты1; 3) 1) Виды услуг, допускаемые в продовольственных магазинах (с учетом приложения 11). 2) Виды услуг, допускаемые в продовольственных магазинах с реализацией продукции на площади торгового зала или предприятия питания в данных магазинах. 3) Виды услуг, допускаемые в торговых центрах. 4) Допускается не выше второго этажа. Примечание. Все виды приведенных услуг, кроме имеющих ссылку2), допускаеются в непродовольственных магазинах (с учетом приложения 11). (Измененная редакция, Изм. № 2, Изм. № 3). Приложение 4 УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИНИМАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ГРУПП НЕТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ
|