Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольного возраста с нарушением зрения






 

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением до 0, 04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Слабовидящие – дети с нарушением зрения, имеющие остроту зрения от 0, 05 до 0, 2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Слабовидящими считают также детей с более высокой остротой зрения, но имеющих другие нарушения зрительных функций (сужение границ поля зрения, сниженная точность, замедленность обзора).

Одной из распространенных форм детской глазной патологии в дошкольном возрасте является амблиопия и косоглазие. Амблиопия –понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Косоглазие - отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации. При косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение.

Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности ребенка. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации и интеграции в общество.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психического развития. В зависимости от времени нарушения функции зрительного анализатора среди слепых детей выделяют слепорожденных, рано ослепших, лишившихся зрения после трех лет жизни.

Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром для слепого ребенка, как и для нормально видящего в раннем возрасте, являются реакции на звуковые раздражители. Однако для незрячего ребенка звук становится основным фактором ориентировки.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, мышление, логическая память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, чем слова с конкретным значением.

В отличие от слепых, ослепшие дети располагают некоторым количеством более или менее сохранных зрительных представлений, сформировавшихся еще до потери зрения. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранные анализаторы. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих, сенсорную основу развития психических процессов. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности детей с глубокими нарушениями зрения. В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсацию слепоты следует понимать как целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательной работой по исправлению имеющихся недостатков развития двигательной сферы, речи, ориентировки в пространстве и др.

Коррекция – частичное или полное исправление недостатков психического и физического развития у детей с нарушением зрения с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатление ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.

Слабовидение оказывает влияние на формирование психических процессов и двигательной сферы ребенка. У слабовидящих детей в известной степени замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности, которая находится в прямой зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Нарушение зрения обусловливает отклонения в развитии чувства ритма, основанного на зрительном, слуховом, тактильном, кинестезическом восприятии.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка требует от воспитателей, родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми.

У детей с нарушениями зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально видящим детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности формирования психических процессов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал