Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воображение. Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития воображения
Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития воображения. У детей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чувственного познания, что может оказывать существенное влияние на реконструкцию образов воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) воображение у слепых и слабовидящих детей может достигать значительных результатов. Воображение играет важную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности ребенка. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний слепые дети формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии. Речь Своеобразие развитие речи у детей с нарушением зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения являются: ограничение возможностей подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение возможностей развития двигательной сферы, средовые условия воспитания и общения. У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. У многих детей с нарушением зрения имеются различные нарушения звукопроизношения, задерживается развитие фонематического слуха. Специфическим речевым нарушением у слепых и слабовидящих детей является несформированность лексико-грамматического строя, связной речи, обусловленные пробелами в чувственном восприятии окружающего мира. При ограниченности чувственного познания, обедненности представлений у слепых и слабовидящих детей возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов. У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности в установлении предметной отнесенности слова и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике. Речь является важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие слепого и слабовидящего ребенка. Слово корректирует признаки и свойства предметов, способствует усвоению знаний и расширению кругозора детей. Компенсаторная функция речи способствует расширению социальных контактов слепых и слабовидящих, формированию у них социально значимых качеств личности. Учитывая особенности речевого развития слепых и слабовидящих детей, коррекционная работа должна быть направлена на совершенствование фонетико-фонематической стороны речи, развитие соотнесения слова с образом предмета, а также формирование грамматического строя и связной речи.
|