Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смена парадигм образования. Понятие парадигмы. Суть происходящих изменений в образовании. Приведите примеры происходящих изменений.Стр 1 из 4Следующая ⇒
История и философия педагогической науки & Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Вопросы к совместному экзамену Модуль Философия и методология исследовательской деятельности Направление 44.04.01 Педагогическое образование Профиль подготовки - «Педагогика дошкольного детства» Квалификация (степень) выпускника - Магистр Форма обучения - заочная Первые вопросы в билете Кризис образования в мире. Автор концепции кризиса. Назовите основные факторы социальных изменений и их влияния на образование. Причины мирового кризиса образования: • Изменение социальной роли образования • Переоценка ценностей во всех областях социальной жизни • Отказ от традиций и традиционных решений • Признание отсутствия готовых решений возникающих проблем • Поиск решений путем взаимного обмена информацией, опытом за счет межгосударственных связей Оборотная сторона усвоения общечеловеческих ценностей: Разрушение образования во всех сферах (дошкольной, школьной, вузовской ): • Снижение статуса педагога • Cнижение мотивации учения и преподавания • Падение учебной дисциплины • Секс, наркотики и алкоголизм в раннем возрасте Падение качества усвоения и преподавания знаний
Смена парадигм образования. Понятие парадигмы. Суть происходящих изменений в образовании. Приведите примеры происходящих изменений. Слово " парадигма" сегодня широко известно. В педагогический обиход оно вошло в семидесятые годы, способствуя сближению теории и практики. Парадигма это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики. Существует парадигма и в образовании относительно педагогического процесса, в нем осуществляемого. Известно, что оно пережило разные типы обучения — практический, догматический, объяснительноиллюстративный, адаптивный. В этих названиях и заключена парадигма. В настоящее время вновь меняется ведущая образовательная идея — приходит развивающий тип обучения и на подходе этнокультурный тип. Согласно парадигме развивающего обучения образование должно способствовать становлению развивающего образа жизни человека, строиться на диагностике развития личности (а не на диагностике отбора и селекции, как сейчас), перейти от воспитания культуры полезности к воспитанию культуры человеческого достоинства. Педагогический процесс очень сильно зависит от того, в рамках какой парадигмы он простраивается. Практическое обучение — наипервейший тип образования. Оно строилось на непосредственной передаче опыта поколений " из рук в руки", через практическое совместное участие в осваиваемой деятельности и обучающего, и обучаемого. Это обучение часто называют опытнопрактическим. Оно, как правило, носит индивидуальный характер, сильно зависит от личностных особенностей и опыта обучающего, растянуто во времени. Наиболее приемлемые методы обучения — показ, объяснение, наблюдение, повторение, упражнение и др. Практическое обучение осуществлялось фактически в производительном труде, в его рамках. Многие элементы практического обучения сохранились и активно используются поныне. Догматическое обучение — один из первых широко описанных типов. Возникло оно в Западной Европе в самом начале зарождения массового образования. Поскольку это образование базировалось на изучении Святого Писания, его задачей было его объяснение, защита и заучивание. По сути это было схоластическое образование. В таком типе образования урок был прост. Учитель излагал новый материал, пересказывая текст или читая его по книжному источнику. Учащемуся вменялось внимательно слушать, запоминать и воспроизводить этот материал без изменений. Обучение было чисто репродуктивным. Если на уроке и допускался анализ текстов — догматов, то опять же по строго соблюдаемой схеме в целях толкования и доказательства истины. Так учили и математику, и географию, и историю. Все шло по раз заведенному порядку, единому плану, что не требовало от учителя ни особой эрудиции, ни творчества. Ни конспектов, ни сценариев уроков не разрабатывалось. Не требовалось творчества и от учащихся, а требовалось усердие, усидчивость, прилежание, исполнительность, да хорошая память. Догматическое обучение было связано с насилием над детской личностью. В школах применялись физические наказания, власть учителя была безграничной. Суть адаптирующего (адаптационного) обучения состоит в его направленности на подготовку человека к жизни в конкретном обществе, на его приспособление к конкретной цивилизации, культуре, экономике, структуре власти, производству и т.д. Человек, интегрированный в общество, принимающий его, способствующий его укреплению и расцвету —вот идеал выпускника образовательного учреждения, работающего в режиме адаптирующего обучения. Развивающее обучение — это еще один шаг в создании природосообразного, естественного, ненасильственного образования. Это обучение, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Развивающее обучение простраивается на субъективации позиции учащегося. На таком уроке он думает, размышляет, догадывается, сопоставляет, а главное — много самопланирует, самоконтролирует, самооценивает, саморегулирует свою учебную деятельность. И все благодаря специфике постановки учебных задач и заданий. Развивающее обучение во многом является личностноориентированным обучением. В рамках этого типа обучения идут постоянные поиски новых решений целого ряда учебных вопросов, все, мешающее ему, убирается из методики или заменяется другим. Примером может служить безотметочное и источниковое обучение.
|