Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Непрерывное образование и его влияние на категориальный строй современного образования. Обучение и образование как противостоящие категории.
К основным категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в единую целостную систему. Рассмотрим понятия, образующие категориальный строй педагогики. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. - Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. - Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие человека осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов. - Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро процесса образования – обучение. - Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Однако человек не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии, антропологии остается доминирующим. Именно они и определяют основные пути развития педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. 4. Исторические проекты развития европейского образования. Различие понятий «образованный человек» в европейском образовании. Приведите примеры культуросообразного и природосообразного образования. Две тенденции в представлениях об образовании • Природосообразное – выявление присущих человеку способностей • Культуросообразное – обретение человеком нужных ему в жизни способностей Два понимания способностей
|