Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составные рифмы, как вершина поэзии.
Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы ( или рассечённые рифмы).
Гляди, мол, страна, как молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно — почётно — почётно — архи- Почётно, — почётно — до чёрту! (М.Цветаева) Впытываются — и сти- Снутым кулаком — в пески! (М.Цветаева)
Сверни с проезжей части в полу- Слепой проулок и, войдя В костёл, пустой об эту пору, Сядь на скамью и, погодя, В ушную раковину Бога, Закрытую для шума дня, Шепни всего четыре слога: - Прости меня. (И.Бродский)
Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии). Вот мои попытки создать такую рифму:
Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх Не значат милость, а, скорее, про- Долженье рабства для забавы тех, Кто здесь сегодня, в центре всех миров.
В общем, это красиво, но встречается редко и имеет малую функциональность. Мастерски использован перенос в «Гренаде» Михаила Светлова:
И мёртвые губы шепнули: Грена… Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс Ушёл мой приятель и песню унёс. Тут «невидимое» окончание одной строки становится началом другой. Такой приём очень сложен и красив, рекомендую.
Перейдём собственно к составным рифмам ( или разнословным). Конечно, простор для фантазии тут совершенно неограничен. К примеру:
Наверх поднимается чёрная капля-фигура, Подлёдные ниши плетут свои подлые козни… Прости. Я влюбился опять. Как зовут? Аннапурна. Наверх доберусь, а обратно, — наверное, Бог с ним. В этом примере слово «козни» сочетается сразу с тремя ответными словами: «Бог с ним». Рифма практически идеальная и очень красивая.
Генерал! И теперь у меня — мандраж. Не пойму, отчего: от стыда ль, от страха ль? От нехватки дам? Или просто — блажь? Не помогает ни врач, ни знахарь… (И. Бродский)
Вариант чуть проще: «страха ль — знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии. Привожу ещё пример из Цветаевой:
Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли? Заготавливайте — чан! Я державную рану отдам до капли! (Зритель бел, занавес рдян.) Обожаемый мной пример бесподобной составной рифмы из Вилли Мельникова (крыльев — пыль Ев): Небосклонностям крыш незнакомы восторги подвалов; Тут, в принципе, и вовсе потрясная игра слов… «отведать Адамовых яблок», «восСоздатель» (см. муфталингвы), метафора «небосклонность крыш»… Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце — сон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто р ушащееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые...(В. Маяковский)
Один взойду на п омост
В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку. Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным — те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи. В общем, полагаю, что долго тут говорить не о чем. Если вы чувствуете поэзию, такие рифмы у вас получатся быстро и легко, они придадут настоящую красоту вашим стихам. Особенно разнословные. Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма — рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе — сумасше..., времена — припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:
Зал заливался минуты две:
Это довольно эффектный «трюковый» приём. Наконец, существуют так называемые панторифмы. Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.
Седеет к октябрю сова, Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)
Сорвано, уложено, сколото — чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)
Мастерски написан следующий изящный панторим:
В начале года — Ну, вот тебе, то лужица то стелется,
Интересен редкий опыт перекрестного панторима — взаимно рифмуются слова а) первой и третьей строк и б) второй и четвертой строк:
Телом смуглый и тощий
Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования. Близки к панторимам так называемые омограммы, о них можно прочитать в разделе «Занимательное стихосложение».
|