![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документирование системы менеджмента качества
Под документированием системы менеджмента качества понимается разработка комплекса стандартизированных документов. Документация на СМК должна отвечать целому ряду требований, а именно быть: Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2001, обязательный состав документов включает: а) заявление о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры (методики, инструкции); г) документы, необходимые для обеспечения планирования и управления; д) записи (протоколы, акты) о качестве. Глубина разрабатываемой документации определяется видом деятельности организации, сложностью и характером взаимодействия процессов. Она разделяется на основную (уровень А и Б), общую (уровень В) и специальную (уровень Г и Д). Иерархическая структура документации СМК дается на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Иерархия документов на систему менеджмента качества
Кратко рассмотрим основное назначение и содержание документов. Политика в области качества представляет общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она является согласованной частью общей политики и стратегии организации. Руководство по качеству – документ, определяющий цели, область деятельности и процессно-функциональную модель СМК. Наиболее значимые разделы руководства по качеству: а) политика и цели организации в области качества; б) описание организационной структуры, ответственности и полномочий; в) описание процессов системы менеджмента качества и ссылки на документацию; г) путеводитель к руководству по качеству; Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Документированная процедура – документ, устанавливающий порядок (последовательность) осуществления деятельности или процесса. Различают управленческие, рабочие и организационные процедуры. Управленческая и организационная процедуры устанавливают порядок управления работой, рабочая процедура - последовательность выполнения работ. Они оформляется чаще всего в виде стандарта предприятия (СТП). Разработка СТП целесообразна в тех случаях, когда деятельность носит повторяющийся (регулярный) и устоявшийся характер. Следует отметить, что СТП является традиционным для отечественной практики видом внутреннего документа, что позволяет специалистам в привычной для них форме регламентировать деятельность в области качества. Методика качества – документ, устанавливающий один или несколько способов (методов, приемов) осуществления конкретной деятельности в системе менеджмента качества. Примерами методик могут служить: «Методика оценивания качества проекта», «Методика анализа дефектов» и др. Инструкция по качеству – документ, содержащий требования к действиям, которые необходимо выполнить в системе и носят, как правило, более чем инструкция, детализированный характер. Например, инструкция по закупкам, контролю качества, проведению технологических операций и др. Инструкции являются контролируемыми документами. Запись – документ, содержащий зарегистрированные данные о качества, представляющие доказательства, прямо или косвенно свидетельствующие о том, отвечает или не отвечает продукция и СМК установленным требованиям. Обязательное документирование системы менеджмента качества преследует следующие цели: – четко устанавливаются требования к качеству и к выполнению работ по обеспечению качества; – регулярно заносятся данные о фактическом качестве и функционировании СМК; – осуществляется прослеживаемость и идентификация продукции и действий по обеспечению качества; – закрепляются лучшие традиции и накопленный опыт по управлению качеством; – обеспечивается доказательство правильности выполнения работ по качеству.
|