Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Счетная палата Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации. В соответствии с данным статусом она решает следующие задачи: - организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; - аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации; - определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации; - анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции; - развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации; - оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты; - определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; - контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации; - обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
Счетная палата Российской Федерации состоит из председателя, заместителя председателя, 12 аудиторов и аппарата Счетной палаты. Структура Счетной палаты Российской Федерации представлена на рис. 9.
Рис. 9. Структура Счетной палаты Российской Федерации
Председатель палаты, его заместитель и аудиторы замещают государственные должности Российской Федерации. Они назначаются на срок 6 лет палатами Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председателя Счетной палаты и 6 аудиторов назначает Государственная Дума, заместителя председателя и 6 аудиторов – Совет Федерации. Не следует отождествлять статус аудитора в Счетной палате Российской Федерации со статусом аудитора в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 307-ФЗ). Аудитор в Законе № 307-ФЗ – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и осуществляющее аудиторскую деятельность (предоставляющее аудиторские услуги). Данное лицо может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора либо быть индивидуальным аудитором. Аудиторская организация – это коммерческая организация. Она должна быть зарегистрирована в установленном порядке. Сведения о субъектах аудиторской деятельности заносятся в реестр аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, они являются членами саморегулируемых организаций. Аудит трактуется в Законе № 307-ФЗ как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. По сути, это субъективное мнение конкретного аудитора. Объектами аудита могут быть организации любой формы собственности. Под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Аудиторы Счетной палаты – это лица, замещающие государственные должности в уполномоченном государственном органе, наделенные полномочиями по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Каждый из 12 аудиторов Счетной палаты Российской Федерации возглавляет определенное направление деятельности, которое охватывает комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, определяет Коллегия Счетной палаты. На каждого аудитора возложены обязанности по руководству структурными подразделениями аппарата Счетной палаты, включающими инспекторов и иных сотрудников. Такие подразделения называются инспекции. Они проводят контрольные мероприятия, обеспечивают исполнение аудитором возложенных на него полномочий. Результаты контрольных мероприятий являются итогом деятельности нескольких сотрудников, они рассматриваются на коллегии Счетной палаты, таким образом, обеспечивается их объективность. Для лучшего понимания принципиальных различий между аудиторами в бюджетном контроле и в коммерческом аудите предлагается ознакомиться с данными, размещенными в таблице 3. Следует отметить, что должности аудиторов предусмотрены не только в Счетной палате Российской Федерации, но и в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации. Могут такие должности учреждаться и в контрольно-счетных органах муниципальных образований. Принципиально их полномочия и статус не различаются, поэтому в приведенной таблице упоминаются не только аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, но и аудиторы контрольно-счетных органов субфедерального уровня.
Таблица 3 Сравнительные характеристики должности «аудитор» во внешнем финансовом контроле и коммерческом аудите
Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы образуют Коллегию Счетной палаты. Она рассматривает наиболее важные вопросы: методологию деятельности Счетной палаты, планирование и организацию работы, итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, содержание информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе. Коллегия утверждает Регламент Счетной палаты, стандарты Счетной палаты, общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля, определяет содержание направлений деятельности, возглавляемых каждым аудитором. Вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел определяются Регламентом Счетной палаты. Решение об утверждении Регламента Счетной палаты, а также о внесении в него изменений и дополнений принимает Коллегия Счетной палаты по совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты. Аппарат Счетной палаты Российской Федерации состоит из руководителя аппарата, его заместителя, инспекторов и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контрольных мероприятий. Для этого они объединены в инспекции, руководимые их начальниками, которые работают под руководством аудиторов. В состав аппарата Счетной палаты входят также департаменты (административный, сводный, правового обеспечения, информации, внешних связей, финансовый, кадров и государственной службы, обеспечения деятельности и др.), управления и отделы. Каждое из структурных подразделений аппарата Счетной палаты осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом Счетной палаты и положениями об этих подразделениях. В Счетной палате Российской Федерации более 1000 сотрудников, в том числе 700 инспекторов. Ее научный потенциал составляют 30 докторов и более 100 кандидатов наук. В 2002 году создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации. Основная цель его деятельности – исследование актуальных проблем государственного финансового контроля, выполнение научно-исследовательских работ, связанных с разработкой и внедрением новых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Институт имеет филиалы в федеральных округах.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе стандартов Счетной палаты, которые она разрабатывает и утверждает самостоятельно. Стандарты – это внутренние нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления различных видов деятельности Счетной палаты и (или) требования к их результатам. В 2013 году в Счетной палате Российской Федерации действовало 16 стандартов государственного финансового контроля. Они разделены на две группы: - стандарты организации деятельности (СОД) устанавливают правила и процедуры внутренней организации деятельности Счетной палаты; - стандарты финансового контроля (СФК) определяют правила и процедуры осуществления Счетной палатой государственного финансового контроля. Ниже приведен перечень стандартов Счетной палаты Российской Федерации. СОД 11. Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации; СОД 12. Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации; СОД 13. Порядок подготовки отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации; СОД 14. Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации с органами государственного финансового контроля зарубежных стран; СОД 15. Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации; СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; СФК 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия; СФК 102. Проведение экспертно-аналитического мероприятия; СФК 103. Проведениефинансового аудита; СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств; СФК 201. Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета; СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов; СФК 203. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета; СФК 204. Предварительный контроль формирования проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; СФК 205. Последующий контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов; СФК 301. Управление качеством контрольных мероприятий. С принятием нового закона о Счетной палате Российской Федерации (Закон № 41-ФЗ) возникла потребность переработать большую часть стандартов. В 2013 году начался процесс замены стандартов финансового контроля (СФК) на стандарты государственного аудита (СГА). В стандарты вносятся изменения, отражающие последние новации федерального законодательства и совершенствование деятельности Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа государственного аудита. В качестве примеров можно привести стандарты СГА 201 – Предварительный аудит формирования федерального бюджета, СГА 202 – Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета.
|