![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционное право • ведущая отрасль права Российской ФедерацииСтр 1 из 43Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебник подготовлен в соответствии с программой по дисциплине " Конституционное право Российской Федерации" и предназначен для студентов, обучающихся по специальности " Юриспруденция". Изучение конституционного права Российской Федерации является составной частью специальной подготовки будущих правоведов. Цель учебника - вооружить обучаемых знаниями по вопросам содержания и места конституционного права в системе права Российской Федерации, сущности Конституции России, понятия и содержания основ конституционного строя страны, взаимоотношений государства и личности, правового положения и организации деятельности органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и органов местного самоуправления Российской Федерации. Учебник разработан на базе Конституции Российской Федерации 1993 года, законодательных актов, принятых в ее развитие, а также практики деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Структура учебника соответствует тематическому плану изучения курса " Конституционное право Российской Федерации". Содержащиеся в учебнике проблемные вопросы по каждой теме дают возможность развить у обучаемых навыки творческого мышления, способность принятия научно обоснованных решений. Проблемные вопросы могут быть использованы как для обсуждения на семинарских и групповых занятиях, так и для подготовки научных сообщений или рефератов. С целью осуществления студентами самостоятельной проверки качества полученных ими знаний в учебнике помещены контрольные вопросы. Глава 1 Конституционное право • ведущая отрасль права Российской Федерации § I! Понятие конституционного права как отрасли права Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством.^ исполнение которых обеспечивается^ также государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части - отрасли. Отрасль права - это самостоятельная " часть правовой системы, совокупность правовых норм, ^регламенти-рующих специфическим методом" качественно однородные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное, административное, гражданское, " срйнансовоё, трудовое, уголовное, уголовно-процёссуально" ё', Экологическое и др. Необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Дре^хепгправового регулирования составляют ка-^ествення-^днородные общественные отношения,.на, ко-^го^ые__направлено_воз действие J^ymM норм „той или иной отрасли права." ~ Под методом ^правового регулирования понимаются ^пегуя^ические приемы, способы воздействия на обще-, ственные отношения со стрдоны государства^ ^его органов,)^ помощью правовых норм. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод. Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: 1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве; 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации; 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т, д.; 4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных отношений, объединяемых предметом конституционного права. Понимая под методом совокупность специфиче-ских приемов, способов, средств воздействия на участников этих отношений, можно выделить наиболее существенные из них. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование " метод властеотношений". Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями. Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление кон- кретных правомочий и обязанностейучастников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.). Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т.д.). Метод конституционного права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях. Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного права как отрасли российского права. KoHcmumjfy^HHoe^Jnj^ua^-^ma.JseQiwaa..олфаслъ ^оссицскогр^л^ав^.п^6^? ^" 8^^^ совокупность правовых норм, остановленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства^ России, организации и деятельности системы органов государственнойвласти, местного самоуправления,. § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения Нормы конституционного права - это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д. Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых, нормы конституционного права регулируют наиболее важ ные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и являются основополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют свои структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структурных элемента: гипотезу (условие, при котором применяется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного права и т.д.). Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть проведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы: 1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации); 2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан); 3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора); 4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата). Кроме того, нормы конституционного права подразделяются по характеру содержащихся предписаний на: 1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ); 2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ); 3) запрещающие (ст. 13 Койституции РФ); по степени определенности содержащихся предписаний: 1) императивные (ст. 72 Конституции РФ); 2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ); по юридической силе (форме закрепления): 1) конституционные (обладающие высшей юридической силой); 2) содержащиеся в иных законодательных актах. Таковы основные видга конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и республиканские и т.д. Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных. отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права и др. Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями. Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают: - народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы Федерации, органы субъектов); - Российское федеративное государство; - субъекты Российской Федерации < респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа); - административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села); - государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; - органы местного самоуправления; - Президент Российской Федерации - глава Российского государства; - главы государств - субъектов Российской Федерации; - общественные объединения граждан (партии, общественные организации, движения, комитеты и т.д.); - депутаты представительных органов государственной власти; - комиссии и комитеты органов законодательной власти; - общие собрания граждан, сельские сходы; - избирательные комиссии; - граждане Российской Федерации; - иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство). Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса " Теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение конституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом. Событиями как юридическими фактами могут являться, например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений гражданства, пользования конституционными правами и свободами. Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой ID классификации лежат те же признаки, что и при классификации норм конституционного права. Наиболее распространенным критерием классификации в юридической науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты. Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные). § 3. Источники конституционного права Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права. Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся: 1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Конституция -это основной закон любого государства. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. 2. Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не должна про- тиворечить Конституции России. Вместе с тем республиканские Конституции учитывают особенности субъектов Федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти. 3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст.66 п.З). 4. Законы, Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает наличие двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Среди них вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст.56); принятия в Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст.65, 66); утверждения описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначения и проведения референдумов (ст.84); определения режима военного положения (ст.87); введения чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст.88); регулирования деятельности управо-моченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103); определения порядка деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); установления судебной системы (ст. 118), а также закрепления порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128); установления оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст.135). Федеральные законы, в соответствии со ст. 10 5 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обна-родуются Президентом Российской Федерации. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях. Так, регулированию федеральными законами подлежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст.З^; порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст.6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст.29); установление условий и порядка пользования землей (ст.Зб); регламентирование судопроизводства (ст.47, 49 - 51); утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст.55); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); регламентирование вопросов двойного гражданства (ст.62); регулирование отношений автономных округов с краем или областью (ст.66); установление статуса столицы (ст. 70); установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75); определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст.81); закрепление статуса Совета Безопасности (ст.83); установление порядка формирования Совета Федерации и выбора депутатов Государственной Думы (ст. 96); установление состава и порядка деятельности счетной палаты (ст.101); установление статуса судей (ст.121-124); определение полномочий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др. Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107), который будет подробно рассмотрен в последующих главах учебника. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов Федерации. Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции РФ, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года. Статья 2 Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в " Российской газете" и " Собрании законодательства Российской Федерации". Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу. 5. Указы и, распоряжения Президента. Российской Федерации. Обладая широкими полномочиями. Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В Конституции РФ предусмотрено также, что указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102). Согласно ст. 12 5 Конституции РФ соответствие указов и распоряжений Президента РФ Конституции РФ разрешается Конституционным Судом Российской Феде- рации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 6. Акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительног9 и законодательного органа. В соответствии -со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Такой особый порядок установлен, например, для принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст.108). Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. 7. Источником конституционного права являются также Декларации.. Именно в этой форме были приняты такие важнейшие акты, как'" Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года, " Декларация о языках народов России" от 25 октября 1991 года и др. Как правило, в форме деклараций закрепляются общие принципы конституционно-правового развития. 8. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, законам и указам они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115). Кроме этих видов актов, Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. 9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом. 10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации. 11. Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др. '12. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Статья 15 Конституции РФ впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что в данных международно-правовых актах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права, хотя очевидны проблемы, связанные с реализацией таких норм. 13. Решения Конституционного Суда Российской Федерации - специфический источник конституционного права. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный. Суд не может принимать нормативных актов. Вместе с тем его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Большое значение для правильного понимания и применения конституционно-правовых норм имеют постановления Конституционного Суда по толкованию Конституции Российской Федерации. 14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу, что обусловлено особенностями исторического развития России на современном этапе. Как установлено в ст.2 второго раздела Конституции Российской Федерации " Заключительные и переходные положения", законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. 15. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты. 16. В отдельных случаях источником конституционного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст.55 Конституции -РФ предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ог- раничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В заключение следует подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права. § 4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и содержания его основного источника - Конституции Российской Федерации. В нормах конституционного права закреплены основополагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст.8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст.9 -земельного права; ст.37 - трудового права и т.д. В регулировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов конституционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, " законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Ведущее место конституционного права определяется, таким образом, тем, что конституционные нормы и принципы лежат в основе всей текущей нор-мотворческой деятельности. Особенно эта роль возрастает с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и дополняется вся законодательная система государства. Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного права. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права. Нормы других отраслей права конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права. Конституционное право как отрасль права - единая органичная система. Его ^птрт" ''" ру^р^г''" *^—^^ от-| Бмб-Убиотека , 1 |У1ГЭИ дельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулировании тех или иных видов общественных отношений. Система конституционного права как отрасли права включает следующие группы норм: 1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации; 2) устанавливающие основы взаимоотношений между государством и личностью; права, свободы и обязанности человека и гражданина; 3) закрепляющие национально-государственное устройство Российской Федерации; 4) устанавливающие порядок образования и функционирования, основы компетенции системы высших органов государственной власти, а также местного самоуправления; 5) закрепляющие порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, заключительные и переходные положения. Проблемные вопросы, темы: В юридической науке вопрос о названии данной отрасли права является дискуссионным. Как в отечественной, так и в зарубежной науке употребляются термины " конституционное право" и " государственное право". В основе терминологического различия лежит неодинаковый подход к определению содержания и источников этой ведущей отрасли права. Кроме того, определенную роль играет сложившаяся научная традиция. Так, в США и Франции употребляется наименование " конституционное право", в Германии и России (до 1993 г.) наиболее часто употреблялся термин " государственное право". Проблемными в научном отношений являются и вопросы о методе конституционного права, о соотношении национального и международного права при определении содержания конституционного права. Контрольные вопросы: 1. Назовите критерии деления права на отрасли. 2. Определите понятие и содержание предмета конституционного права. 3. Перечислите общие и специфические признаки норм конституционного права. 4. Определите понятие конституционно-правовых отношений. Кто может являться их субъектами? 5. Приведите примеры юридических фактов каждого вида. 6. Определите роль конституционного права для профессиональной подготовки юриста.
|