Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы конституционного строя Российской Федерации
§ 1. Понятие основ конституционного строя Понятие " основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется " Основы конституционного строя". Анализ содержания этой главы показывает, что в ее нормах регулируются общественные отношения, связанные с организацией общественного устройства. Из теории государства и права известно, что общественный строй (устройство) любого государства характеризуется экономическими, политическими и социальными общественными отношениями, лежащими в его основе. Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер - регулируются нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами конституционного строя понимает совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства. Конституции различных государств по-разному закрепляют основы конституционного строя. В большинстве конституций нет прямого закрепления этих основ (США, Франция, Великобритания), хотя нормы, закрепляющие Основы строя, содержатся в статьях, посвященных регулированию системы высших органов власти, правового положения граждан. В конституциях некоторых стран (Италия) имеются главы, закрепляющие основные принципы, которые устанавливают конституционные основы общественного строя. Эти же основы закреплены, например, во вводной главе Конституции Испании, которая. называется " Общие положения". В часть первую этой Конституции " Об основных правах и обязанностях" входит третья глава - " О руководящих принципах социальной и экономической политики". В Конституции Бразилии есть часть, называемая " Экономический и финансовый строй". Более подробное конституционное регулирование общественного устройства было свойственно конституциям социалистического типа. Все они, начиная с Конституции СССР 1936 года, имели специальные разделы и главы, посвященные закреплению основ общественного строя. Так, Конституция КНДР именует первые три главы соответственно " Политика", " Экономика", " Культура". Первая глава Конституции Республики Куба называется " Политические, социальные и экономические основы государства". В первом разделе Конституции РСФСР 1978 года " Основы общественного строя и политики" имелись главы: 1 - " Политическая система", 2 - " Экономическая система",.3 - " Социальное развитие и культура", 4 -" Внешнеполитическая деятельность и защита социалис- тического Отечества". Отдельные нормы, регулирующие общественное устройство, содержались и в других разделах и главах этой Конституции. В сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управления экономикой. В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры. В сфере политических основ общественного строя конституции регулируют общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему). Общественный строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук. Предметом конституционного права России являются лишь те общественные отношения, которые закреплены нормами конституционного права, то есть основы конституционного строя Российской Федерации. § 2. Содержание основ конституционного строя Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ 1993 года. Как отмечалось выше, в предшествующей Конституции 1978 'года с последующими изменениями и дополнениями первый раздел назывался " Основы общественного строя и политики", нормами которого регулировались политическая и экономическая системы, вопросы социального развития и культуры, внешней политики и за- щиты Отечества. В действующей Конституции РФ не только изменено название главы и сокращено число статей, но и полностью деидеологизированы нормы, посвященные установлению правовых основ государственности. По существу, ликвидированы или коренным образом изменены нормы, устанавливающие социалистический тип конституции. Российская Федерация - Россия, провозглашается в ст.1 Конституции РФ, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст.З Конституции РФ, " носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что " человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение И защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. " Народ, -подчеркивается в ст.З п.2 Конституции РФ, - осуществляет свою, власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.З п.З Конституции РФ). В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст, 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Это означает, что Президент РФ выведен из системы исполнительной власти на самостоятельное место. Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, " в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.З п.4 Конституции РФ, " никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства. Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. \ В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юриди- ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В этой же статье непосредственно закреплен и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает: " Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (ст. 15 п.З Конституции РФ). Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к новелле, практически неизвестной конституционному законодательству стран мира. Конституция РФ 1993 года закрепила, что " общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Однако включение в правовую систему государства общепризнанных принципов и норм международного права весьма затрудняет их прямую реализацию как из-за отсутствия механизма реализации, так и из-за неопределенности научного и правового содержания этой категории. Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах Российской Федера ции от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, что отмечалось выше, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод. Более подробно характер правового регулирования этих взаимоотношений будет рассмотрен в соответствующих главах учебника. Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья б Конституции РФ устанавливает, что " гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения". В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, " обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека. Конституция РФ устанавливает также, что " гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст. 6 п.З Конституции РФ). Данное положение дополняется установленными в ст.61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федерации' может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти нормы не включены в содержание основ конституционного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений между гражданином и государством. Многонациональный, федеративный характер на-ционально.-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ " Основы конституционного строя" ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъектами Российской Федерации. Прежде всего это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: " 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. Известно, что предшествующие Конституции СССР и РСФСР закрепляли иное положение. В частности, республики в составе СССР являлись суверенными государствами. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации также именовались суверенными государствами. Естественно, все иные субъекты Федерации имели другой статус. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России. Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов федерации. Так, согласно ст.5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закрепленные в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст.5 п.З, " федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации". " Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст.5 п.4 Конституции РФ). Несмотря на отсутствие специальной главы, Конституция РФ в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой общественного устройства Российской Федерации. В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. " В Российской Федерации, - установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности, неизвестное конституциям Российского государства 1925-1978 годов, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ). По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что " 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности". Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Для того чтобы лучше определить характер экономических основ общественного устройства по Конституции РФ 1993 года, необходимо рассмотреть, от каких конституционных норм ц принципов в этой области отказалась новая Конституция по сравнению с ранее действовавшей Конституцией. В гл.2 " Экономическая система" Конституция 1978 года закрепляла: социалистическую собственность как основу экономической системы в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности; установление пределов экономической деятельности, исходя из общественных интересов; установление государственной или коллективной собственности на землю; свободный от эксплуатации труд; высшую цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей; государственное плановое регулирование экономики, необходимость мер для охраны и научно обоснованного использо вания земли, других природных богатств, мер по охране природы и улучшению окружающей человека среды. Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: " В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (ст.8 п.1 Конституции РФ). Значительным изменениям и сокращениям по сравнению с ранее действовавшей Конституцией подверглись и нормы, устанавливающие социальные основы общественного устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской Федерации. Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 п.1 Конституции РФ, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 7 п. 2 указываются основные направления социальной политики государства. " В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 " Права и свободы человека и гражданина", содержание которых будет рассмотрено в последующих главах учебника. В эту же сферу общественной жизни входят и нормы Конституции Российской Федерации, определяющие принципиальное отношение к религии. Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может уста- навливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы, общественного устройства или политическую систему Российской Федерации. Народ - единственный rf законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий ее независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.З п.1 Конституции РФ, " носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ- реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Основные элементы политической системы нашли свое закрепление в главе 1 Конституции РФ 1993 года " Основы конституционного строя". В ст. 13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной идеологии. Конституция " устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Включение такой формулировки обусловлено тем, что с 1917 года господствующей идеологией, по существу идеологией государственной, являлся марксизм-ленинизм, определявший экономическую, политическую и социальную основы государства. В соответствии с этой идеологией строилось социалистическое советское государство. Согласно Конституции РСФСР 1978 года политическую основу государства составляли Советы народных депутатов. Центральным элементом политической системы государства являлась, согласно ст. 6 Конституции, Коммунистическая партия - руководящая и направляющая сила, ядро политической системы. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики государства. Деидеологизировав общественный и государственный строй. Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В ст. 13 п.5 установлено; " Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни". В структуру основ конституционного строя входят следующие элементы политической системы как механизм осуществления народовластия: Российское демократическое федеративное правовое государство; политические партии; другие общественные объединения; органы местного самоуправления; институты непосредственной демократии (референдум и выборы). Как нами уже отмечалось, все положения Конституции Российской Федераций имеют высшую юридичес- кую силу, находятся под повышенной правовой охраной. Но даже среди конституционных положений нормы, закреплённые в главе 1, занимают особое место. Как установлено в ст. 16 Конституции РФ, положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строе Российской Федерации. Этот порядок установлен в ст. 13 5 Конституции РФ, в которой определено, что положения главы 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Проблемные вопросы темы: Актуальными вопросами для науки конституционного права являются: определение понятия и содержания основ конституционного строя; понятие политической системы Российской Федерации на современном этапе; роль политических партий в осуществлении народовластия; соотношение органов государственной власти и органов самоуправления на местах; роль государства в управлении экономикой и социальными процессами; разработка соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов. Контрольные вопросы: 1. Определите понятие основ конституционного строя. 2. Как соотносится это понятие с понятием общественного строя государства? 3. Что такое представительная и непосредственная демократия? 4. Перечислите формы собственности в Российской Федерации. 5. Охарактеризуйте правовой статус земли по Конституции РФ 1993 г.
хххххххххххххххххххх
|