Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5 Суверенитет народа и формы его осуществления
§ 1. Государство - основная форма реализации полновластия народа Как отмечалось в предыдущей главе, в содержание основ конституционного строя включена норма, устанавливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему. Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает общеобязательные нормативно-правовые акты. Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа? Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе страны. Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю. В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью. В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства ft правления, политического режима и других критериев. Для государства, прежде всего, характерна организация политической власти на определенной территории. В этой связи статья 4 Конституции РФ определяет, что " суверенитет Российской Федерации распределяется на всю ее территорию". Данное конституционное положение имеет особое значение для России, имеющей федеративное национально-государственное устройство. Территорию Российской Федерации составляет пространство, определяемое государственной границей. Юридическое понятие государственной границы, а следовательно, и территории Российской Федерации установлено ст.1 Закона " О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 10 августа 1994 г. Согласно этой статье. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Как вытекает из законодательного определения, понятие территории непосредственно связано с политической организацией государства. Российская Федерация, определено в ст.4 п.З Конституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Порядок осуществления этой задачи регулируется Конституцией РФ, Законом об обороне, Законом о Государственной границе и другими нормативно-правовыми актами. Следующим характерным признаком всякого государства является наличие на его территории совокупности людей - населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридического статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и деятельности государства играют его граждане, составляющие в своей совокупности народ - носитель суверенитета государства. • В содержание основ конституционного строя Российской Федерации входят и нормы, устанавливающие основные принципы института российского гражданства. Гражданство Российской Федерации, как закреплено в ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Для взаимоотношений государства с его гражданами принципиальный характер носят положения Конституции РФ о том, что " признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2 Конституции РФ); что " каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации" (ст.6 п.2 Конституции РФ); что " гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст.6 п.З Конституции РФ). Сущность и социально-правовая значимость института гражданства состоит в том, что, с одной стороны, граждане исполняют обязанности перед государством, а, с другой, государство обеспечивает их права и свободы, защищает своих граждан. Как установлено в ст.61 Конституции РФ, " гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами". Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ, что означает всю полноту государственной власти над своим населением. Данный признак полно отражен в ст. 4 п. 2 Конституции РФ, которая закрепляет, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В отноше. нии своих граждан верховенство государственной власти выходит за пределы России, так как граждане обязаны соблюдать законы даже в тех случаях, когда находятся за границей. На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Именно в этом аппарате материализуется государственная власть. Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы РФ. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осуществляют законодательную деятельность, исполнительные органы - управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве. Российское государство, осуществляя народовластие, делает волю народа общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. Ни-один другой элемент политической системы, исключая референдум, не наделен правом издания юридически обязательных актов. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а также устанавливают иерархию актов, издаваемых различными органами. В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, государство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др. Большинство граждан исполняют требования законов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим образом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат. Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории. Кроме Вооруженных Сил Российской Федерации, специально созданных для обороны, в военную организацию входят также пограничные войска, внутренние войска, органы федеральной службы безопасности, войска правительственной связи, железнодорожные войска, органы по чрезвычайным ситуациям, органы внешней разведки. Место государства в реализации полновластия народа определяется его функциями, под которыми понимаются основные, наиболее важные направления деятельности государства. В функциях выражается сущность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего населения. Наличие и содержание функций определяется внутренними и внешними факторами, теми главными задачами, которые стоят перед государством. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются: экономическая, социальная, функция финансового контроля, функция охраны законности и правопорядка, экологическая (природоохранительная). 1. Экономическая функция Российского государства выражается в разработке, координации, поощрении основных направлений развития экономики страны. Для современного этапа развития России характерно сочетание государственного регулирования и развития рыночных товарных отношений экономическими, а не административно-командными методами. В Конституции РФ 1993 года отсутствует закрепленный в ранее действовавшей Конституции принцип централизованного, планового руководства экономической системой государства. К числу основ конституционного строя согласно Конституции РФ 1993 года следует отнести: свободу экономической деятельности; равное признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; поддержку конкуренции; свободу предпринимательской деятельности и т.д.. Государственное' воздействие на экономику осуществляется через законодательную деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в области федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др. (ст.106 Конституции РФ). Экономическая функция государства проявляется также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики, где государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. В связи с переходом к рыночной экономике в Российской Федерации осуществляется приватизация всех видов государственной собственности, что существенно суживает этот сектор экономики. 2. Социальная функция государства выражается в его деятельности по обеспечению социальной защищенности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из ст. 7 Конституции РФ, из которой следует, что " Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В этой статье " Конституции РФ по существу определено содержание социальной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в ст. 7 п.2 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инвалидов и пожилых граждан,. развивается система соци- альных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме этих положений, включенных в состав основ конституционного строя Российской Федерации, содержание и пути реализации социальной функции государства конкретизируются в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих компетенцию органов государственной власти. 3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюджета и контроля над его исполнением. Государство осуществляет в рамках этой функции финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию. В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Кроме того, образованы Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции. Государственный таможенный комитет и другие федеральные органы исполнительной власти.
|