Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5 Суверенитет народа и формы его осуществления






§ 1. Государство - основная форма реализации полновластия народа

Как отмечалось в предыдущей главе, в содержание основ конституционного строя включена норма, устана­вливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправ­ления, политические партии и общественные организа­ции, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство - это единая политическая организация об­щества, которая распространяет свою власть на всю тер­риторию страны и население, располагает для этого спе­циальным аппаратом и издает общеобязательные норма­тивно-правовые акты.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство - это единственная полно­властная организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многона­циональный народ России, выражает его совокупную волю.


В-третьих, государство является собственником зна­чительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых госу­дарственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому госу­дарству, независимо от общественно-экономической фор­мации, формы устройства ft правления, политического режима и других критериев.

Для государства, прежде всего, характерна органи­зация политической власти на определенной террито­рии. В этой связи статья 4 Конституции РФ определя­ет, что " суверенитет Российской Федерации распреде­ляется на всю ее территорию". Данное конституционное положение имеет особое значение для России, имеющей федеративное национально-государственное устройство. Территорию Российской Федерации составляет прост­ранство, определяемое государственной границей.

Юридическое понятие государственной границы, а следовательно, и территории Российской Федерации установлено ст.1 Закона " О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г., с измене­ниями и дополнениями, внесенными федеральным зако­ном от 10 августа 1994 г. Согласно этой статье. Государ­ственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Как вытекает из законодательного определения, понятие территории непосредственно связано с полити­ческой организацией государства.

Российская Федерация, определено в ст.4 п.З Кон­ституции РФ, обеспечивает целостность и неприкосно­венность своей территории. Порядок осуществления этой задачи регулируется Конституцией РФ, Законом об обо­роне, Законом о Государственной границе и другими нормативно-правовыми актами.


Следующим характерным признаком всякого госу­дарства является наличие на его территории совокуп­ности людей - населения. Государственная организация общества обусловливает придание населению юридиче­ского статуса гражданства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Решающую роль в организации и дея­тельности государства играют его граждане, составляю­щие в своей совокупности народ - носитель суверените­та государства. •

В содержание основ конституционного строя Рос­сийской Федерации входят и нормы, устанавливающие основные принципы института российского граждан­ства. Гражданство Российской Федерации, как закреп­лено в ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекра­щается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобре­тения. Для взаимоотношений государства с его гражда­нами принципиальный характер носят положения Кон­ституции РФ о том, что " признание, соблюдение и за­щита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства" (ст.2 Конституции РФ); что " каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации" (ст.6 п.2 Конституции РФ); что " гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" (ст.6 п.З Консти­туции РФ).

Сущность и социально-правовая значимость инсти­тута гражданства состоит в том, что, с одной стороны, граждане исполняют обязанности перед государством, а, с другой, государство обеспечивает их права и свободы, защищает своих граждан. Как установлено в ст.61 Кон­ституции РФ, " гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".

Государство обладает территориальным верховен­ством в пределах своих границ, что означает всю пол­ноту государственной власти над своим населением. Данный признак полно отражен в ст. 4 п. 2 Конституции


РФ, которая закрепляет, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В отноше. нии своих граждан верховенство государственной власти выходит за пределы России, так как граждане обязаны соблюдать законы даже в тех случаях, когда находятся за границей.

На особое место в системе реализации суверенитета народа государство ставит наличие у него специального аппарата (механизма) для управления обществом и обес­печения его нормальной жизнедеятельности. Именно в этом аппарате материализуется государственная власть.

Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы РФ. Государ­ственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осущес­твляют законодательную деятельность, исполнительные органы - управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве.

Российское государство, осуществляя народовлас­тие, делает волю народа общеобязательной путем ее за­крепления в нормативно-правовых актах. Ни-один дру­гой элемент политической системы, исключая референ­дум, не наделен правом издания юридически обязатель­ных актов. Конституция Российской Федерации, феде­ральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а так­же устанавливают иерархию актов, издаваемых различ­ными органами.

В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, в которых выражена воля народа, госу­дарство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, вклю­чающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения и др.


Большинство граждан исполняют требования зако­нов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет их ненадлежащим об­разом, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат.

Только государство имеет в своем распоряжении военную организацию, предназначенную для обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности своей территории. Кроме Вооруженных Сил Российской Феде­рации, специально созданных для обороны, в военную организацию входят также пограничные войска, внут­ренние войска, органы федеральной службы безопас­ности, войска правительственной связи, железнодорож­ные войска, органы по чрезвычайным ситуациям, орга­ны внешней разведки.

Место государства в реализации полновластия на­рода определяется его функциями, под которыми пони­маются основные, наиболее важные направления дея­тельности государства. В функциях выражается сущ­ность государства, его роль в решении задач, стоящих перед обществом, в удовлетворении интересов всего на­селения.

Наличие и содержание функций определяется внутренними и внешними факторами, теми главными задачами, которые стоят перед государством. В зависи­мости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются: экономическая, социальная, функция финансового контроля, функция охраны законности и правопорядка, экологическая (природоохранительная).

1. Экономическая функция Российского госу­дарства выражается в разработке, координации, поощ­рении основных направлений развития экономики стра­ны. Для современного этапа развития России характер­но сочетание государственного регулирования и разви­тия рыночных товарных отношений экономическими, а не административно-командными методами.


В Конституции РФ 1993 года отсутствует закреп­ленный в ранее действовавшей Конституции принцип централизованного, планового руководства экономи­ческой системой государства. К числу основ конститу­ционного строя согласно Конституции РФ 1993 года следует отнести: свободу экономической деятельности;

равное признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; поддержку конкуренции; свободу предпринимательской деятель­ности и т.д..

Государственное' воздействие на экономику осущес­твляется через законодательную деятельность Федераль­ного Собрания Российской Федерации в области феде­рального бюджета; федеральных налогов и сборов; фи­нансового, валютного, кредитного, таможенного регули­рования, денежной эмиссии и др. (ст.106 Конституции РФ).

Экономическая функция государства проявляется также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики, где государство выступает собственником средств производства, произ­водителем материальных благ и услуг. В связи с перехо­дом к рыночной экономике в Российской Федерации осуществляется приватизация всех видов государствен­ной собственности, что существенно суживает этот сек­тор экономики.

2. Социальная функция государства выражается в его деятельности по обеспечению социальной защищен­ности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из ст. 7 Конституции РФ, из которой следует, что " Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В этой статье " Консти­туции РФ по существу определено содержание социаль­ной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в ст. 7 п.2 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантирован­ный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инва­лидов и пожилых граждан,. развивается система соци-


альных служб, устанавливаются государственные пен­сии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме этих положений, включенных в состав основ конституционного строя Российской Федерации, содер­жание и пути реализации социальной функции госу­дарства конкретизируются в статьях Конституции, за­крепляющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих компетенцию органов государствен­ной власти.

3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюд­жета и контроля над его исполнением. Государство осу­ществляет в рамках этой функции финансовое, валют­ное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию.

В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, а также Правительство Россий­ской Федерации. Кроме того, образованы Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции. Государственный таможен­ный комитет и другие федеральные органы исполни­тельной власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал