Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изобразительное искусство. В своем историческом развитии русская художественная культура XVIII в
В своем историческом развитии русская художественная культура XVIII в. прошла три этапа. Первый начинается с 1700 г. и продолжается до конца 20-х годов. Он в основном совпадает с царствованием Петра I, и носит название «петровского барокко». Следующий этап относится к 30-50 годам. Это время становления русского классицизма в литературе и формирования стиля русского барокко в архитектуре, скульптуре и живописи. Заключительный этап связан с последними четырьмя десятилетиями XVIII в. В этот период происходит формирование и становление просветительских тенденций русской художественной культуры. Восемнадцатый век открывает новую страницу в русской художественной культуре. Изменения, произошедшие в ней буквально за несколько десятилетий, можно сравнить по их важности с такими событиями в художественной жизни Руси, как появление письменности, иконописи или каменного строительства. XVIII в. требовал радикального обновления всех сфер общественной и духовной жизни, в том числе и художественной культуры. Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей. История искусства не знает более крутой ломки сложившихся стереотипов - от средневековья к новому времени, чем в России начала XVIII столетия. Еще в конце XVII в. русские иконописцы только начинают писать «парсуны» - похожие на иконы портреты Иоанна Грозного и Федора Иоанновича, о внешности которых имели весьма смутное представление. Еще писали на бересте - сохранились целые рукописные книги этого периода. Еще строили в древнерусском стиле, а русский театр не успев родиться, тут же закончил свое существование. Однако примерно через сорок лет в России были уже Никитин и Матвеев – живописцы европейского масштаба, на берегах Невы строился один из прекраснейших городов мира, а читатели наслаждались проповедями Феофана Прокоповича, сатирами Кантемира, смотрели спектакли школьных театров и постигали азы этикета, читая «Юности честное зерцало...» То, что происходило тогда в России, очень похоже на Ренессанс и в социальном плане (формирование буржуазии), и в плане становления культуры: ее обмирщение, стремление к рационализму, целесообразности, культу закона, тяги к союзу науки и искусства. А самое главное – в эпоху Петра, как и во время европейского Возрождения, вспыхнул интерес к личности, возникло безграничное доверие к ее силам и возможностям. Интерес к внутреннему миру человека, утверждение внесословной его ценности станет в дальнейшем наиболее важным направлением прогрессивной русской литературы и искусства. Сам Петр в своей художественной политике руководствовался не столько эстетическими, сколько практическими соображениями. Для него искусство, прежде всего, было подспорьем в научном и техническом прогрессе. При помощи старого церковного искусства нельзя иллюстрировать научные книги, делать чертежи и документальные зарисовки, нельзя строить и писать по-новому, поэтому происходит процесс секуляризации (обмирщения) искусства. Художественная культура петровского времени носила преимущественно прикладной характер, она была весьма утилитарной и целесообразной, но вместе с тем крайне романтичной. Ее цель – поскорее узнать, освоить, открыть, научить новому. Петровская эпоха ценит упорядоченность, восхищается силой разума, возвеличивает значение человеческой личности. Все это находит отражение и в новом искусстве, которое начинает активно развиваться во многих направлениях. Творческий процесс понимается как явление во многом закономерное и подвластное логике. Посему можно заранее создать проект произведения искусства, понятие вдохновения, творческого потенциала, наконец, таланта, как дара божьего учитываются меньше всего. Одно из основных свойств искусства этого времени – пафос утверждения: искусство существует для общества, а не для обособленной личности.
|