Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изобразительное искусство.
Этот познавательный характер петровской художественной культуры нашел своеобразное отражение в изобразительном искусстве. Вместо условных приемов иконописи в практику входят законы правдивого изображения видимого мира. Искусство начала века стремится говорить на общеевропейском изобразительном языке. Задача, которая привлекает искусство - продемонстрировать его связь с жизнью России, строго следовать точности изображения действительности. Перед художником ставится конкретная задача: как солдат должен стрелять, полководец вести в бой войска, так художник должен писать картины сражений, изображать «птенцов гнезда Петрова». Царь сознательно подчеркивает утилитарное значение нового искусства: «Без живописца и градировального мастера обойтиться невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут, … имеют рисованы и градированы быть». Поэтому первая рисовальная школа в Петербурге была основана при типографии. В 1724 г. был составлен проект Академии художеств и наук, в основе которого лежала тесная связь искусств и наук. Вместе с живописным, скульптурным, граверным и «архитектуры-цивилис» (т.е. гражданской) отделениями были намечены «токарно, плотнично, фонтанов, мельниц всяких инструментов математических, часовое» отделения. В 1732 г. Академия наук высказывает свой взгляд на значение искусства аналогичный воззрениям покойного царя Петра: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей». Петр стремится обучить художников новому, европейскому искусству, в России расцветает институт пенсионерства – художников отправляют на обучение в Европу, платя им незначительные суммы на проживание (пенсион), активно приглашаются и мастера из-за границы. Все это приводит к тому, что раздвигаются границы художнического ремесла, появляются новые образы и сюжеты: художники рисуют карты отвоеванных земель, планы крепостей, панорамы новой столицы, сцены новой жизни и портреты современников. Одновременно возникают новые виды и жанры изобразительного искусства: портрет и его разновидности, изображение предметов «из ряда вон выходящих» (редкостей и раритетов), картины для украшения жилищ, (пейзажи и натюрморты), батальная и аллегорическая живопись, гравюра, скульптура, портретная миниатюра по эмали. В обиход входят новые техники: масло, карандаш, мрамор, офорт, ксилография. В изобразительном искусстве возникает прямая перспектива, сообщающая глубину и объемность изображению. Изменяется отношение к цвету.
|