Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Аргунов.






В своих поисках Антропов не был одинок. Во многом близок ему был один из выдающихся мастеров портретного жанра Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Аргунов был художником трагической судьбы. Выходец из семьи крепостных живописцев и архитекторов, принадлежавшей графам Шереметевым, Аргунов не получил какого-либо систематического художественного образования. Однако он учился у Г.-Х. Гроота – придворного художника Елизаветы Петровны и даже вместе с ним писал иконы для церкви Большого дворца в Царском селе. Положение крепостного ограничивало творческую деятельность художника; он должен был постоянно отвлекаться то для копирования различных картин, то для управления домами Шереметевых в Петербурге и Москве.

Аргунов работает, как в жанре парадного, так и в жанре камерного портрета. Очень интересны его парадные, так называемые, ретроспективные «исторические» портреты. Дело в том, что тогда было модно писать парадные портреты уже умерших предков. Интерес к отечественной истории привел к тому, что многие дворянские фамилии стремились больше узнать о своих прадедах, о героических событиях, в которых они участвовали и подвигах, которые совершали. В дворянских семьях формировался особый пример для подражания, свой сословный идеал, чему способствовали и парадные ретроспективные портреты. Создавались посмертные портреты государственных и военных деятелей, игравших видную роль в жизни российского государства. П. Б. Шереметев хотел увековечить память отца, сподвижника Петра I, фельдмаршала Б.П. Шереметева, выдающегося дипломата и военного деятеля. Аргунов написал этот портрет в 1753 году. Перед ним стояла сложная задача – передать облик человека, которого он никогда не видел, предстояло по прижизненным портретам и рассказам очевидцев воссоздать образ человека петровской эпохи. Живописцу это блестяще удалось. Он передал мужественный и волевой облик сподвижника Петра. Не смотря на воинственную позу, лицо модели сохраняет мягкое и человечное выражение.

В 1750-54 гг. художник пишет парадные портреты родственников графа Шереметева князя и княгини Лобановых-Ростовских, где соединяет западноевропейский тип парадного портрета с парсунной застылостью и плоскостностью. Портреты очень красивы, их отличают яркие, насыщенные цветовые сочетания. В портретах супругов Хрипуновых (1757), близких к семейству Шереметевых, чувствуется непосредственность и глубина восприятия людей неродовитых, но, несомненно, достойных и значительных. Хрипунова изображена в естественной позе, в домашней одежде, просто и правдиво. Однако портрет далек от будничности, а лицо Хрипуновой умно и привлекательно. Мягкая живописность обоих портретов сообщает им особую жизненность. Аргунов пишет Хрипуновых в жанре камерного (интимного) портрета. Особенностью интимного портрета Аргунова является то, что его, прежде всего, влекут внутренние достоинства модели, лучшие стороны его души. Самое важное в таком портрете – лицо человека, его глаза, руки. Героями подобных портретов нередко становились духовно близкие художнику люди. В этих портретах с большей полнотой раскрывались особенности творчества живописца: правдивость, непосредственное восприятие натуры и высокое представление о человеке, определяемое в первую очередь его личными достоинствами, а не сословной принадлежностью. Особенно интересными являются интимные портреты более позднего времени. Мастерством изображения, непосредственностью, совершенством живописи отличается автопортрет Аргунова, написанный в конце 50-х годов. Острым взглядом художника всматривается мастер в свое лицо, стремясь правдиво отобразить его на холсте. Фон и одежда погружены в тень, резким светом освещены только лицо и рука, написанные очень объемно. В округлом, с неправильными чертами лице столько чистосердечия, скромности, доверчивости, что зритель невольно попадает под обаяние изображенного человека. Столь же искренне, без всякой идеализации, с большой теплотой передает художник облик своей жены в портрете, парном своему автопортрету. Просто и скромно написан портрет калмычки Анны Николаевны (1767). В начале 60-х годов мастер создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Сочетанием ослепительной нарядности костюмов, представительности поз с очень правдивой лишенной идеализации трактовкой лиц отличаются парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых. В этот период времени слава Аргунова достигает апогея. Художнику заказывают для Сената портрет императрицы, который ей чрезвычайно понравился. Кроме того, художник пишет серию портретов членов Священного Синода. В 1785 году художник пишет свой самый поэтичный и загадочный «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Этот портрет создан стареющим мастером на закате творчества. Он пишет свою крестьянку в костюме кормилицы Московской губернии, демонстрируя тем самым чуткость и интерес к красоте народного костюма. Этот портрет отличает нежнейшее, чувственное любование моделью. Аргунов разглядел в Неизвестной истинное благородство, спокойную ясность, «свет в душе», что является не только чертой женской красоты, но и качеством народного характера, отмеченного изначальной простотой, просветленностью, праведностью. «Неизвестная в русском костюме» - это портрет-обобщение. Светлый ток внутренней жизни и застылость, статуарность позы отличают эту работу мастера. В произведении читается скрытое противоречие между прекрасной внутренней ясностью героини и ее тихой робостью. У зрителя появляется ощущение несвободы, которая чувствуется в облике прелестной молодой женщины.

Аргунов был едва ли не единственным из крепостных художников, кто на некоторое время выдвинулся в число ведущих мастеров своего времени. Он был не только одним из самых тонких и обаятельных русских портретистов этого времени, но и авторитетным педагогом. У него учились его сын, известный художник, Николай Аргунов и будущие академики А.П. Лосенко, К.И. Головачевский и И.С. Саблуков. Можно сказать, что И.П. Аргунов своим серьезным и правдивым искусством подготовил замечательный расцвет русского портрета второй половины XVIII века.

Между тем вместе с портретной живописью, развиваются и другие жанры искусства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал