Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Я. Вишняков.
Вполне естественно, что искусство заграничных художников оказывало большое влияние на творчество русских мастеров. Ни один из них не был за границей, но творчество их предшественников (И. Никитина и А. Матвеева) и мастерство иностранцев при дворе Елизаветы Петровны дали возможность русским художникам учиться на родине. К сожалению, время не сохранило большую часть имен русских живописцев этого периода, но о некоторых из них дошли до нас краткие сведения. Особенности аннинского и елизаветинского времени ярче всего проявились в творчестве И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова и И. П. Аргунова. Об их жизни и творчестве и пойдет речь. Замечательным русским художником был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Прекрасный художник-монументалист и вместе с тем один из интереснейших русских портретистов. Портретное наследие Вишнякова очень мало, до нас дошло лишь несколько портретов его кисти. Однако Вишняков, так же как, за несколько десятилетий до него, Никитин, сыграл огромную принципиальную роль в развитии портретного жанра. В известных нам работах Вишнякова есть нечто такое, что позволяет представить фигуру мастера и его значение в искусстве XVIII века. Творческая жизнь художника началась в смутное время после смерти Петра Великого и в мрачное десятилетие правления Анны Иоанновны, и закончилось перед вступлением на престол Петра III. Двадцатилетие правления Елизаветы были самыми плодотворными в его творчестве. Первые упоминания о Вишнякове относятся к годам аннинского правления. Но, не смотря на то, что творчество Вишнякова началось в неблагоприятный период – в то время, когда попирались национальные традиции, он сформировался как истинно русский мастер. В 1731 году «придворный маляр», то есть придворный художник Каравакк, служивший тогда при дворе Анны Иоанновны, писал о Вишнякове как об изрядном мастере, который написал уже не одну персону. Родился художник в Москве, в семье «шатерных дел мастера», в 1714 году юношу отправляют в Петербург учиться «живописному делу», с 1727 года он начинает работать в живописной команде Канцелярии от строений, в начале живописным подмастерьем, а после смерти А. Матвеева, в 1739 году его назначают руководителем живописной команды. Эту должность он занимает до последнего дня своей жизни. В 30-е годы Вишняков работает под началом А. Матвеева, работа плечом к плечу с таким уникальным мастером имела огромное значение для формирования художника. Благодаря этому, Вишняков становится настоящим художником-монументалистом. Еще одним учителем Вишнякова был Людовик Каравакк, с которым Вишняков много работал, вплоть до смерти Каравакка, и очень ценил его мастерство. Кстати именно Каравакк рекомендовал Вишнякова на пост главы живописной команды после смерти Матвеева. Как глава живописной команды Вишняков сумел продолжить лучшее из начинаний Андрея Матвеева. В частности, так же как и Матвеев он был великолепным педагогом, учителем юных художников. Принципы обучения, разработанные в команде Матвеева-Вишнякова, легли потом в основу организации обучения в Академии художеств. Живописная команда под руководством Вишнякова в содружестве с Земцовым и Растрелли работала над Аничковым, Зимним, Летним дворцами, царскими резиденциями в Петергофе и Царском селе, сооружала и украшала триумфальные арки, создавала убранства петербургских соборов и церквей. Из того, что создано Вишняковым в этой области не сохранилось практически ничего. Интерьеры дворцов и соборов неоднократно изменялись, а триумфальные арки разрушило время. Но кроме работ, связанных с архитектурой, Вишняков занимался портретом и иконописью. Из иконописных работ атрибутированных нет вообще, однако есть предположение, что иконы церкви Зимнего дворца и иконостаса Андреевского собора в Киеве выполнены Вишняковым. Самое интересное в наследии Вишнякова, это дошедшие до нас парадные портреты его кисти. Портрет в русском искусстве был всегда проверкой мастерства, этому жанру всегда уделяли большое внимание. Заказы царей и знати сыпались на известных художников. Даже в Канцелярии от строений, где основной работой были монументальные декорации, наивысшей ступенью в обучении живописцев являлся портрет. Портрет остался одним из ведущих жанров и в 30-е годы XVIII столетия.
|