Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Изобразительное искусство России первой трети 18 века.






1. Петровские реформы и рождение светского искусства. Идея просвещения общества. Воспитание " новой породы людей", полезных Отечеству и их воплощение в изобразительном искусстве. Глубокая человечность, реализм образов. Подчеркивание общественной значимости личности, высокого чувства долга. Новый герой литературы и искусства.

2. Новые черты живописи начала века: переход от парсуны к портрету. Взлет национального самосознания. Изменение отношения к человеку. Неизвестный художник конца XVII - начала XVIII века. Портрет Якова Тургенева.

3. Появление нового жанра - гравюры. Задача гравюры: книжная иллюстрация, просвещение, образование, информация (батальные сцены, городской пейзаж). Творчество А. Ф.Зубова.

4. Творчество Ивана Никитина - начало великого русского портретного искусства. Никитин - автор первого психологического портрета. Портреты Никитина - образ эпохи, философский анализ своего времени. Глубокая человечность, реализм образов. Под­черкивание общественной значимости личности, высокого чувства долга.

5. Андрей Матвеев - первый лирический живописец России. Новое отношение к женщине в творчестве А. Матвеева.

6. Русская эмалевая миниатюра. Творчество русских эмальеров, связь с древнерусским искусством - финифтью.

7. Скульптура начала века. Скульптура Летнего сада. Творчество Б. К. Растрелли.

8. Архитектура первой четверти XVIII века. Вкусы и потребности дворянства и архитектура. Необходимость выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь, величие Российской империи. Заложение основ новой русской школы. Проникновение светских образов и форм в культовое зодчество. " Обмирщение" архитектуры. Творчество И.П.Зарудного. Деревянное зодчество.

9. Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века по специальной программе: " История и культура Санкт-Петербурга".

10. Основание Петербурга.

Литература.

1. Андреева В.Г. Андрей Матвеев. Л., 1983.

2. Анталогия педагогической мысли России XVIII века. М., 1985.

3. Жаркова И.М. Русское искусство XVIII века. М., 1973.

4. Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М., 1984.

5. Кузнецова О.Н., Борзин Б.Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. Л., 1988.

6. Комелова Г.Н. Г.С.Мусикийский - первый русский миниатюрист. /В книге Русское искусство первой четверти XVIII века. М., 1974.

7. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975

8. Лебедянский М.С. Алексей Зубов. 1682-1750. Л., 1981.

9. Молева Н. М. Иван Никитин М., 1972.

10. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. XVIII век. М., 1952.

11. Савинов А.Н. Иван Никитин М., 1945.

Тема 1. Новые черты живописи. Парсуна.

1. Век изменяет отношение человека к окружающему миру.

2. Активное постижение действительности.

3. Человеку необходимо было увидеть себя со стороны, понять себя. Искусство в этом желании было незаменимо. Наиболее полно показать человеку самого че­ловека и человека в событиях мира могла живопись.

Наиболее значительным явлением русского искусства 18 века была портретная живопись. Но прежде, чем русские художники освоили западноевропейские тайны живописи, им приходилось опираться на достижения 17 века в живописи и прежде всего на парсуну (от слова " персона")

Характерные особенности парсуны:

плоскостность, застылость;

• отсутствие световоздушной среды;

• неумение передать внутреннюю жизнь человека.

" Портрет Якова Тургенева" Русский музей. Приблизительно 1795г.

Следует обратить внимание на следующие детали:

как расположена трость;

• взаимодействуют или нет между собой цвета;

• какими художественными средствами художник показывает лицо Тургенева.

 

Домашнее задание.

1 и 2 уровни - изучить следующие произведения, находящиеся в Русском музее:

• «Портрет ЯковаТургенева".

• «Портрет Ермака Тимофеевича".

• " Портрет царицы Марфы Матвеевны".

• «Портрет Петра I".

• «Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми".

• Л. Каравак " Портрет Анны Петровны"

• И.Таннауэр " Портрет Алексея Петровича"

• И.Таннауэр " Портрет Петра I"

3 уровень - Сделать художественно-эстетический анализ любого из перечисленных произведений.

Всем студентам познакомиться с экспозицией: " Русское искусство первой половины 18 века" в Эрмитаже.

Литература.

 

1. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России в первой четверти 18 века. М., 1987.

2. Михайлова К. В. живопись 18-20 веков из фондов Государственного Русского музея. Л., 1978.

3. Неизвестные, забытые портретисты 18 - первой половины 19 века. /Каталог выставки. М., 1975.

 

Тема 2. Иван Никитич Никитин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал