Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монолит. Одиночка. Мыслитель.
Сын священника, служившего в загородной резиденции Петра I - Измайлово. Петровский пенсионер. Италия 1716-1720гг. Любимец Петра. Первый русский официальный художник. 1732 год - арест. Пять лет в Петропавловской крепости. Ссылка в Сибирь. Характерные особенности творчества. • Яркость, выразительность индивидуальных характеристик портретируемых. • Блестящее владение живописной техникой. • Стремление раскрыть наиболее существенное и яркое в человеке. Значение для русской культуры. • Среди Петербургских художников своего времени Никитин - явление, вершина, совершенство. • Портреты Никитина - портреты выводы. Он показывает личности зрелые, состоявшиеся, сильные. • Любой его портрет - в первую очередь лицо. Тема 3. Андрей Матвеев. Самый лирический художник своего времени. Происхождение и отчество неизвестны. Вместе с Никитиным в числе первых пенсионеров. Учился в Амстердаме. С 1727 года работает в Петербургской Канцелярии от строений. Большинство работ до нас не дошли. Оформлял многие здания Петербурга: Петропавловскую крепость, Двенадцать коллегий, Новый Зимний дворец.
Художественные особенности. • Эмоциональная выразительность работ. • Богатство, изысканность колорита. • Точность, выверенность композиции. • Значение. • Принес тонкость и изысканность в русский портрет.
Quot; Автопортрет с женой" Русский музей. Одухотворенность. Впервые в русском искусстве прославление женщины. Открытость чувств, показ любви - достижение Петровской эпохи. Обратить внимание на ту роль, которую играла при Петре женщина. Словник. • Выразительность. • Скорбь. • Зрелость. • Одухотворенность. • Лиричность. • Изысканность. • Композиция. Домашнее задание. 1. Посмотреть картины Никитина и Матвеева в Русском музее. 2. С кем бы Вы сравнили творчество Матвеева и Никитина? 3. Какие поэтические и музыкальные ассоциации вызывают у Вас творчество этих художников? 4. Попробуйте письменно выразить свои ощущения и понимание любой работы этих художников. Вступите в общение с героями. 5. Какими приемами достигают художники выразительности образов? Литература. 1. Андреева В. Г. Первые художники Петербурга". Л., 1984. 2. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.
Тема 4. Архитектура первой четверти 18 века. " Петровское барокко". План изучения темы. 1. Богатейшее историческое наследие русского зодчества. 2. Значение творчества иностранных зодчих: • опыт; • принципы европейской архитектуры; • опыт, который помог быстро научиться. 1. Русская архитектура 18 века начинается в Москве. 1700 г. указ о строительстве в Москве каменных домов. 2. Выделяют несколько периодов в стиле барокко: • Московское -1701-1703 • Петровское 1703-1730 • Анненское 1703-1730 • Елизаветенское 1741-1761. 1. Выдающиеся памятники русской архитектуры начала 18 века: • Церковь Знамения в селе Дубровицы 1704г. • Церковь архангела Гавриила (Меншикова башня) 1707г. • Успенский собор в Кеми -1717 г. • Церковь Преображения в Кижах -1714. 1. Архитектура занимает ведущее место в искусстве первой четверти 18 столетия. Именно в ней с наибольшей силой, размахом и убедительностью проявились прогрессивные стороны русской культуры этого времени, государственный пафос смелых и решительных перемен. 2. Русская архитектура петровского времени - архитектура переходного периода, В это время меняется восприятие мира, складывается новый общественный быт, начинается строительство портов, городов, крепостей, что требовало быстрых темпов освоения новых материалов, строительных приемов, новых типов зданий. 3. Архитектура петровского времени перерабатывает на русский лад элементы европейского барокко, французского " регенства". Это время сложного переплетения стилей, которое благодаря соединению таланта и мастерства иностранных и русских архитекторов вылилось в Санкт-Петербурге в " Петровское барокко". 4. Характерные черты " петровского барокко": • компактность и четкость, • симметрия в решении объемов и пространства, • наполненность внутренним движением, • богатство орнамента. 5. В это время закладывался будущий блестящий расцвет искусства русской архитектуры. 6. Архитектура была призвана выразить силу, мощь, величие новой России. 7. Начало строительства Петербурга. • мая 1703г. - Заячий остров. • Рубленый домик Петра I. • Учреждение Канцелярии от строений, начало широкого строительства. 8. Доменико Трезини 1670-1734 - первый иностранный архитектор: • Проекты " образцовых" жилых домов. • Летний дворец Петра I: • регулярный характер фасадов с ритмично размещенными проемами, • наличники, • декоративная рустовка на углах. • Петропавловский собор - полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Новаторство для России. Зальный тип культового здания. Пилястры формируют архитектурный облик. Иван Петрович Зарудный. • Крупнейший русский архитектор 18 века. • Работы. • Церковь архангела Гавриила. • Церковь Знамения в селе Дубровицы. • Иконостас Петропавловского собора. • Писал иконы, был скульптором, в честь Полтавской победы и Ништадского мира соорудил триумфальные ворота. • Характерная черта Зубова - светские образы и формы. Литература. 1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах. 1703-1903. СПБ. 1993. 3. Анциферов Н.П. Непостижимый город. Л., 1991. 4. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура. СПБ. 1994. 5. Глинка Н. Строгий стройный вид. М., 1992. 6. Пилявский В.И. История русской архитектуры. СПБ., 1984.
|