Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе






Наши взаимоотношения с другими - это зеркало нас самих.

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфи­ку. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент работников - женщины.

В каждом коллективе существуют особые негласные правила, нормы и критерии, в силу которых человек будет строить свои взаимоотношения так или иначе.

Каждому человеку, независимо от места его работы и занимаемой долж­ности, важно помнить, что любые отношения с людьми важны для нас, пос­кольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что ка­чества, которые мы не приемлем в других, — это наши собственные качества.

Существует только один способ изменить что-то в других - сначала из­менить самого себя. Измените свои мысли и привычки — и другие изме­нятся тоже. Строго определите уровень своих притязаний в отношениях с людьми. Какие именно отношения вы хотели бы привлечь в свою жизнь?

Развивайте такие качества прежде всего в себе и только тогда вы будете в состоянии привлечь соответствующего человека. Если вы говорите или думаете: «Все критикуют меня, никогда ничего не делают для меня, под­тирают мною пол», то это ваш образ мыслей. Где-то глубоко засела мысль, которая в течение всей вашей жизни будет привлекать к вам именно таких людей. Если вы откажитесь от нее, то такие люди автоматически исчезнут из вашей жизни. Вы больше не будете привлекать таких людей.

Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздража­ет. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего нена­видите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните во внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него и когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем, спросите себя, готовы ли вы к переменам? Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся или уйдут из вашей жизни. Если вы ненавидите начальника, который пос­тоянно критикует вас и которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все началь­ники критикуют и им невозможно угодить? Если ваш коллега упрямится и не выполняет свою часть работы, подумайте о том, чем вы привлекли в свою жизнь. Насколько упрямы вы и так же ленивы, как он.

Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости - спокойное, безраз­личное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и рас­крыть зонтик: дело дождя - литься, наше дело - идти туда, куда нам надо.

Научившись понимать, что роль, которую играет человек в определен­ной ситуации, и его внутренняя сущность не обязательно совпадают, мы сможем культивировать в себе терпимость к людям.

Наше внимание устроено таким образом, что мы постоянно оцениваем и интерпретируем те сигналы, которые посылают нам окружающие люди. И мы обычно невольно реагируем на них аналогичным образом. Напри­мер, на работе кто-то критикует выдвинутое вами предложение. Вы тут же обижаетесь и резко меняете свое отношение к этому человеку в целом. Так возникают межличностные конфликты. Если мы научимся быть более терпимыми к критике, находить положительные моменты в окружающих нас людях и в том, что они говорят, мы сможем разряжать потенциальные конфликты, создавать вокруг себя атмосферу добра и благожелательности.

Может показаться, что я призываю к чему-то противоестественному. Но это совсем не так. Почти каждое действие или высказывание несет в себе некоторый положительный заряд, некоторое благое намерение. Вот его и нужно подмечать. К примеру, человек, критикующий своего коллегу по работе, несомненно, болеет душой за общее дело. Позитивные и нега­тивные моменты присутствуют и сосуществуют во всех явлениях, взаимно дополняя друг друга. Если мы не будем концентрироваться только на не­гативных моментах, а в каждой ситуации попытаемся найти и позитивные стороны, мы сделаем свои отношения с людьми более гармоничными.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жиз­ненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, мож­но утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредс­твенное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна в педагогическом коллективе. Педагоги, ежедневно об­щаясь с детьми, напрямую влияют на их личностное развитие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал