Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликты и способы поведения в конфликтых ситуациях
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др, Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Признаки конфликта; а) наличие противоположных позиций; б) инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами возникновения конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Важно владеть навыками конструктивного решения возникающих проблем. Прежде всего разговор о конфликтах должен содержать информация о его функциях - как негативных, так и позитивных. Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д, Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др. Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта: 4. Возникновение конфликта (появление противоречия); 5. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон; 6. Конфликтное поведение; 7. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта). Прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других - «косой взгляд» партнера, а для третьего - драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
|