Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внимание к интересам партнера
, В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхода 'из конфликтной ситуации. Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. Сотрудничество является стратегий, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека». Тест «Конфликтная ли вы личность?» 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? А - не принимаю участия; Б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; В - активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства? Б - только если имею для этого веские основания; В - критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает. 3. Часто ли спорите с друзьями? Б - лишь по принципиальным вопросам; В - споры - моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди? Б - делаю замечание; Б - прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком. 5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? Б - молча возьму солонку; В - не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды. 6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу.., Б - сухо сделаю замечание; В - выскажусь, не стесняясь в выражениях! 7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась... Б - ограничусь коротким тактичным комментарием; Б - устрою скандал. 8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь? А - постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; Б - не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; В - проигрыш надолго испортит настроение. Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое А - 4 очка, Б - 2 очка, В - 0 очков. 22-32 очка - вы тактичны миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица. 12-20 очков - вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение. До 10 очков - споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер! Способы разрешения педагогических конфликтов Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов: • определения проблемы заявлением общего характера; ¨ обозначение главных участников конфликта; ¨ выяснения опасений и потребностей каждого из них. Этот прием позволяет ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы. Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане. • Выработка альтернатив конфликтному поведению включает: их обсуждение, выбор, анализ и претворение в жизнь. При выборе обычно пользуются критериями осуществимости, достаточности и справедливости. Для претворения альтернатив нужно определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения. Обычно разрабатывая альтернативы, проблему разбивают на части. Переговоры. В конфликте всегда есть возможность договориться. Переговоры включают несколько этапов: Подготовка (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегулирования конфликта). Процесс переговоров и их завершения. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мнению другой стороны; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты. Посредничество — это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны - объективной и не вовлеченной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции: 10. приведение сторон к согласию (решение проблем без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики); 11. выслушивание участников (рассказ каждого, повторение каждым того, что уже было сказано, выражение каждым оппонентом своего отношения к конфликту); 12. разрешение конфликта (объяснение каждой стороной условий для достижения согласия). Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремятся. Метод интроспекции заключается в том, что один участник конфликта ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой участник испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за чувства и мысли другого. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями другого человека и менять их в случае несоответствия. Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог доверяет своей интуиции, и вовремя останавливать возникновения интеллектуальных интерпретаций. Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачи. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений. Метод позитивного самоутверждения основан на стратегии выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я - высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию. Метод совместной власти основан на партнерских отношениях: «власть с..,», а не «класть над...». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека. Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это становится возможным при выработки умений самоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработки стремления к улучшению отношений. Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стратегии выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодной для обеих сторон. Метод социально-психологического тренинга, позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия. Метод интуиции основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции. Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции.
|