Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сунна как довод.
Все достоверные сообщения, составляющие собой сунну пророка,, являются вторым по значимости источником шариата, из чего следует, что все установления и правила, сформулированные на основе сунны, обязательны к исполнению, и с этим согласны все авторитеты ислама. Указаний на то, что сунна должна рассматриваться как один из источников шариата, имеется множество. К числу их относится нижеследуюшее: 1 - Многочисленные аяты Корана, в которых содержатся веления повиноваться пророку и обрашаться к нему за судом, предостережения об опасности его ослушания и разъяснения того, что повиновение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, есть повиновение Аллаху. Так, например, Аллах Всевышний сказал: و َ أ َ ط ِ ي ع ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ و َ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику... (“Семейство Имрана”, 132.) Аллах Всевышний также сказал: ف َ ل ا َ و َ ر َ ب ّ ِ ك َ ل ا َ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ح َ ت ّ َ ى َ ي ُ ح َ ك ّ ِ م ُ و ك َ ف ِ ي م َ ا ش َ ج َ ر َ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ْ Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что заставляет их спорить друг с другом.(“Женщины”, 65.) Аллах Всевышний также сказал: ف َ ل ْ ي َ ح ْ ذ َ ر ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ خ َ ا ل ِ ف ُ و ن َ ع َ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ه ِ أ َ ن ت ُ ص ِ ي ب َ ه ُ م ْ ف ِ ت ْ ن َ ة ٌ Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда...(“Свет”, 63) Аллах Всевышний также сказал: م ّ َ ن ْ ي ُ ط ِ ع ِ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ف َ ق َ د ْ أ َ ط َ ا ع َ ا ل ل ّ ه َ Покорившийся посланнику покорился Аллаху. (“Женщины”, 80.) Аллах Всевышний также сказал: و َ م َ ا آ ت َ ا ك ُ م ُ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ُ ف َ خ ُ ذ ُ و ه ُ و َ م َ ا ن َ ه َ ا ك ُ م ْ ع َ ن ْ ه ُ ف َ ا ن ت َ ه ُ و ا Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил... (“Собрание”, 7.) 2 - Те аяты Корана, в которых мудрость упоминается наряду с Кораном. В этих аятах под мудростью подразумевается сунна пророка,. Аллах Всевышний сказал: و َ ي ُ ع َ ل ّ ِ م ُ ه ُ م ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ و َ ا ل ْ ح ِ ك ْ م َ ة َ ...и научит их Писанию и мудрости.(“Корова“, 129.) Аллах Всевышний также сказал: و َ ا ذ ْ ك ُ ر ْ ن َ م َ ا ي ُ ت ْ ل َ ى ف ِ ي ب ُ ي ُ و ت ِ ك ُ ن ّ َ م ِ ن ْ آ ي َ ا ت ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ْ ح ِ ك ْ م َ ة ِ Запоминайте же 1 то, что читают вам в домах ваших из аятов Корана и мудрости.(“Сонмы”, 34.) Имам аш-Шафи’и сказал: - И Аллах упомянул о Писании, упомянув также и о мудрости, а я слышал, как знатоки Корана говорили: ” Мудрость - это сунна посланника Аллаха, ”. 3 - Поистине, слова свидетельства о том, что Мухаммад - посланник Аллаха, подразумевают собой необходимость подчинения этому посланнику в том, что он повелел, признание истинности того, о чём он поведал людям, и отказ от того, что он запрещал и от чего удерживал. 4 - Необходимость сунны для правильного исповедания религии, ибо человек, ограничивающийся одним лишь Кораном, не может знать о том, как следует совершать молитву, как не знает он ни об условиях и столпах молитвы, ни о нормах выплаты закята, ни о том, что приводит к нарушению поста, и т.д. Кроме того, сунна, основанная на достоверных сообшениях, также обязательна к исполнению, как и установления Корана, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Был дарован мне Коран и нечто подобное ему вместе с ним». Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, то, что запретил посланник Аллаха, подобно тому, что запретил Аллах». Какое место занимает сунна Если говорить об установлениях, то отличия сунны от Корана состоят в нижеследующем: - В сунне подробно объясняется то, о чём в Коране говорится вкратце (имеется в виду, например, молитва, хаджж и т.д.). - В сунне конкретизируется то, что в Коране носит общий характер. Так, например, Аллах Всевышний сказал: ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ز ّ َ ا ن ِ ي ف َ ا ج ْ ل ِ د ُ و ا ك ُ ل ّ َ و َ ا ح ِ د ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ م َ ا م ِ ئ َ ة َ ج َ ل ْ د َ ة ٍ И прелюбодейке и прелюбодею - каждому из них дайте по сотне плетей.(“Свет”, 2) В сунне же уточняется, что такому наказанию подвергается прелюбодей, не состоящий в браке, что же касается состоящего в браке, то он наказывается побиванием камнями (раджм). - В сунне подтверждается то, о чём говорится в Коране. Так, например, в сунне запрещается продавать что-либо такое, чего нет в наличии (гарар), но это является частностью, имеющей отношение к тому, что подразумевается в словах Аллаха Всевышнего: و َ ل ا َ ت َ أ ْ ك ُ ل ُ و ا ْ أ َ م ْ و َ ا ل َ ك ُ م ب َ ي ْ ن َ ك ُ م ب ِ ا ل ْ ب َ ا ط ِ ل ِ Не присваивайте незаконно имущества друг друга... (“Коро в а ”, 188.) - В сунне есть очень много таких установлений, о которых ничего не говорится в Коране, например, запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов, запрет на ношение золотых украшений мужчинами, запрет на право наследования мусульман многобожникам и многобожников мусульманам, указания относительно желательности использования зубочистки и совершения полного омовения по пятницам и т.д. Как воспринимали сунну пророка, да благословит его Аллах и Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех остальных людей стремились к благу и старались научиться тому, что могло принести им пользу, да и могло ли быть иначе, ведь они видели перед собой наилучший пример для подражания и учились у величайшего воспитателя! Они задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы и спрашивали его совета во всём том, что было для них трудным, и это являлось одним из основных методов восприятия ими знания от посланника Аллаха. Кроме того, он давал им специальные уроки, собирал их в связи с теми или иными событиями для обращения к ним с проповедями и обращался к ним со словами увещания. Кроме того, они воспринимали сунну путём непосредственного общения с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо на их глазах он совершал омовения и молитвы, покупал и продавал, путешествовал и участвовал в борьбе на пути Аллаха. Нет никаких сомнений в том, что один какой-нибудь человек не смог бы запомнить всего, что имеет отношение к сунне, однако все они стремились к восприятию знаний, и поэтому, если кто-нибудь из них отсутствовал, то после возвращения он спрашивал присутствовавших о том, чего не видел сам. Что же касается поведения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в кругу семьи, то посторонние не могли видеть этого, но они либо сами спрашивали об этом, либо посылали своих жён к жёнам пророка, чтобы узнать то, что их интересовало. А после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, которых Аллах избрал для того, чтобы они донесли знание до миров, стали его наследниками и теми, кто поведал бы о нём людям, сразу занялись распространением его сунны, выполняя его веление, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сообщайте обо мне людям, даже если речь будет идти об одном единственном аяте». И было много примеров того, как кто-либо из них, умирая, думал лишь о том, чтобы донести до людей услышанное им от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и опасаясь того, что он умрёт как человек, утаивший часть этого знания, за что его постигнет наказание, которым Аллах пригрозил таким людям. Именно это и вселяет в каждого мусульманина уверенность в том, что ничто из имеющего отношение к сунне никогда не исчезнет, ведь сподвижники передали людям всё то, что они услышали и узнали от пророка, да пребудут над ним благословение и мир, и в чём нуждается обшина его для сохранения своей религии. Что же касается их последователей и тех, кто последовал за ними, то они брали с них пример, однако это можно сказать лишь о той части из них, которая уделяла должное внимание сунне, что выражалось в изучении её и обучении ей других, а также передаче хадисов людям.
|