![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность за свои слова.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах возвысит его на много ступеней, и может раб сказать нечто вызывающее ярость Аллаха Всевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах ввергнет его в ад!» Этот хадис приводит аль-Бухари. Первый вопрос: важность этого хадиса. Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются указанием на то, сколь много блага или зла может принести человеку его язык, из чего следует, что каждый мусульманин должен удерживать его от того, что может вызвать гнев Аллаха и не относиться к своим словам легкомысленно. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Разве окажутся люди ввергнутыми лицами в ад за что-нибудь иное, кроме клеветнических речей?» Этот хадис приводит ат-Тирмизи Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто поручится мне за то, что находится меж челюстей его 1 и между ног его, я поручусь за то, что он попадет в рай». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Имам ан-Навави сказал: - Знай, что каждый достигший совершеннолетия 2 (мукалляф) должен говорить лишь то, что может принести пользу, если же сказать что-либо или промолчать будет одинаково полезным, то, в соответствии с сунной, от таких слов следует воздержаться, ибо дозволенные речи могут смешаться с запретным или отвергаемым, что зачастую и происходит. В качестве подтверждения имам ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, говорит нечто благое или молчит» Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим -, а потом добавляет: - Эти слова ясно указывают на то, что говорить следует лишь в том случае, если слова заключают в себе благо. Наши предшественники, да помилует их Аллах, часто побуждали людей следить за своим языком и взвешивать свои слова на весах шариата прежде, чем произносить их. Так, например, сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: - Нет ничего, что следовало бы держать в заточении столь же долго, как и язык. Ата бин Абу Рабах сказал: “ Разве любому из вас не будет стыдно, когда развернут записи о делах его в течении дня, и окажется, что большинство из них не имеет отношения ни к религиозным, ни к мирским делам 3?! ” Передают, что аль-Ауза’и сказал: - Нет для религии человека ничего вредоноснее многословия. Мусульманину достаточно знать уже о том, что слова его являются не просто звуками, которые растворяются в воздухе, поскольку م َ ا ي َ ل ْ ف ِ ظ ُ م ِ ن ق َ و ْ ل ٍ إ ِ ل ّ َ ا ل َ د َ ي ْ ه ِ ر َ ق ِ ي ب ٌ ع َ ت ِ ي د ٌ не проронит человек и единого слова, чтобы не записал его страж недремлющий(“Каф”, 18.), а поэтому не следует ему произносить ни единого слова, о котором он может пожалеть в день воскресения. Второй вопрос: ответственность за свои слова. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “ ...может сказать... ”, приводимые в этом хадисе, подразумевают не одно какое-нибудь слово, а речи человека, независимо от того, длинными они будут или короткими. Также обозначаются длинные речи и в Коране, где под “ словом ” (кяляма) подразумевается речь. Так, например, Аллах Всевышний сказал: Великим грехом являются слова эти, исходящие из их уст.. ك َ ب ُ ر َ ت ْ ك َ ل ِ م َ ة ً ت َ خ ْ ر ُ ج ُ م ِ ن ْ أ َ ف ْ و َ ا ه ِ ه ِ م ْ. (“Пещера”, 5.) Аллах Всевышний также сказал: ك َ ل ّ َ ا إ ِ ن ّ َ ه َ ا ك َ ل ِ م َ ة ٌ ه ُ و َ ق َ ا ئ ِ ل ُ ه َ ا Так нет же! То, что он говорит, всего лишь слова... (“Верующие”, 100) Здесь имеются ввиду различные слова. В этом хадисе содержится указание на то, что мусульманин обязательно понесёт ответственность за свои слова, о последствиях которых он может даже и не догадываться, так как если он скажет или напишет нечто такое, что приведёт к широкому распространению порока, то из-за этого погибнет сам и будет ввергнут на самое дно ада, о чём и говорится в другом хадисе, приводимом в обоих “Сахихах”, мы же молим Аллаха о спасении и в этом мире, и в мире вечном. Третий вопрос: примеры ложных речей. Авторитетные знатоки ислама приводили примеры таких речей, которые могут навлечь на тех, кто их произносит, гнев Всемогущего Господа. К числу их относится нижеследующее: - То, что говорит человек в присутствии несправедливого правителя, желая угодить ему, но при этом навлекая на себя гнев Аллаха по той причине, что это может привести к гибели какого-нибудь мусульманина или группы мусульман, хотя произносящий эти слова и не желает этого. - Такие слова, которые становятся причиной распространения всевозможных нововведений, или лишают воззрения мусульман их чистоты или внушают им сомнения в правильности тех или иных установлений шариата. Последнее часто бывает связано с различными идеями о необходимости освобождения женщин, что обычно подразумевает собой отказ от ношения покрывал и проявление бесстыдства или же введение запрета на многожёнство, что может привести к распространению разврата, а также и много иных идей такого рода, которые в наше время широко обсуждаются. При этом многие люди говорят без устали, не задумываясь над смыслом своих слов, и тем самым открывают дорогу злу, препятствуют благу и оказывают шайтану помощь в его борьбе с их же братьями в исламе. - Непристойности. Особенно часто грешат этим поэты, которые в своих касыдах воздают похвалы вину, побуждают людей ко всевозможным развратным действиям или описывают собственные запретные любовные похождения, что обычно приводит к распространению всевозможных соблазнов среди мусульманской молодёжи. Можно привести и другие примеры, известные людям, следящим за тем, что говорят и пишут другие, и размышляющим о причинах зла. Четвёртый вопрос: о том, что получило название “ бедствий языка ”. На эту тему знатоками религии написано множество книг и посланий, с которыми стремящимся к знанию следует ознакомиться и постараться извлечь из них для себя практическую пользу. К числу этих бедствий относится нижеследующее: - Разговоры о том, что никоим образом не касается человека, рассуждения о бесполезном, непристойности, ложь, насмешки над верующими, злословие, клевета и обмен оскорбительными кличками, поклёп и сплетни, поношения и проклятия, оскорбления и обвинения в неверии, выдвигаемые против тех, кто этого не заслуживает, разглашение тайны и чрезмерные восхваления, наихудшим же из всех бедствий такого рода является то, что говорят об Аллахе люди, не обладающие знанием, а также бездоказательные рассуждения о дозволенном и запретном. Опасность всех этих бедствий определяется размерами того вреда, который они могут нанести. Так, например, лжесвидетельство, ложная клятва или возведение лжи на Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, более вредоносны, чем прочие виды лжи, что самоочевидно и не требует никаких доказательств. Пятый вопрос: слова истины. Улемы и мудрецы много раз воздавали хвалу молчанию. Нет сомнений, что умолчание бесполезного похвально, но ещё более похвальным является произнесение слов истины, к числу которых относятся прославления Аллаха, произнесение слов свидетельства и прочие виды поминания Аллаха, веления совершать одобряемое шариатом и запреты на отвергаемое, обучение знанию и призывы людей к Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал людям о том, что человек может произнести нечто благое и полезное, не думая о степени полезности своих слов и не придавая этому особого значения, однако за это Аллах Всевышний, оказывающий рабам Своим всевозможные благодеяния и щедроты, может возвысить такого человека на много ступеней. К числу таких слов относится нижеследующее: - Слова истины, произнесённые в присутствии неспра-ведливого правителя для того, чтобы удержать его от притеснений других людей. Такие слова могут спасти жизнь или имущество кого-либо из мусульман или же защитить их честь. - Основанные на знании слова, посредством которых человек наставляет мусульман в их религии, объясняя им, какие права Аллаха им следует соблюдать, сообщая им о том, что является дозволенным, а что - запретным, обучая их тому, как следует поклоняться Аллаху и т.д. - Слова, с помощью которых мусульманин наставляет своего брата или братьев в исламе, благодаря чему сердца их смягчаются, а сами они начинают больше бояться своего Всемогущего и Великого Творца. Кроме того, такие слова могут подтолкнуть слышащих их к раскаянию в своих грехах и удержать их от совершения тех грехов, которые они намеревались совершить. - Слова истины, которые в значительной мере способствуют исчезновению лжи и подавлению тех, кто её поддерживает, ибо существует множество примеров того, как речь, произнесённая улемом или проповедником, или же статья, написанная образованным мусульманином, расстраивала планы, суть которых состояла в том, чтобы способствовать распространению порока среди мусульман или же поколебать их убеждения. Благодаря произнесению таких слов Аллах останется довольным теми, кто их произнёс, до тех пор, пока они не встретятся с Ним, ибо Аллах - Благодарный, Кроткий. - Слова, оживляющие один из забытых добрых обычаев, начало которым в своё время положил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, независимо от того, имеет ли это отношение к убеждениям людей, к формам поклонения, к взаимопомощи в делах благочестия, к оказанию помощи нуждающимся, утешению кого-либо из мусульман или иным подобным вещам, перечислить которые полностью просто невозможно, в связи с чем мы и упоминаем лишь отдельные примеры. Поистине, лишь Аллах направляет человека к правильным словам, указывающим другим людям путь к благим делам, и, поистине, Он - Слышащий, Близкий.
|