Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ныгъыш - сельская площадь






 

Ныгъышны кирити жокъ. Акъыл керек — ныгъышха.

Эр, сагъышсыз, эр болмаз, Эл, ныгъышсыз, эл болмаз.

Доммай терини ныгъышха

чыгъарсанг, Эки чабыр олтан чыкъмаз.

Вир тели ныгъышдан кетмей эди, Экинчи тели ныгъышха келмей

эди.

Ныгъыш адет юйретир.

Ныгъышха сабий келсе — ойнар

ючюн, Къарт келсе — ойлар ючюн.

У ныгыша замка нет.

Нужен умный совет — ступай на

ныгыш.

 

Мужчина без думы мужчиной не

станет, Село без ныгыша селом не станет.

Если шкуру зубра вынести на

ныгыш, Из нее и двух подметок не выйдет.

Один глупец не покидал ныгыша, Другой на ныгыш не приходил.

Ныгыш обычаям научит.

Ребенок приходит на ныгыш

играть, Старец - думать.

 

В каждом селении непременно был ныгъыш - центральная площадь, или просто площадка, на которой собирались посидеть, посоветоваться, поговорить, узнать новости или услышать интересный рассказ о древних временах не занятые работой мужчины, старики же обычно проводили там все свое время. На ныгыше же устраивалось небольшое борцовское поле, посыпанное песком, на котором боролись, развлекая стариков, подростки. Свободные от работы юноши могли, поодаль от стариков, состязаться в одном из народных видов спорта, чаще всего в толкании «ручного камня» на расстояние (къолташ). Здесь же проходили сельские сходы, праздники и состязания, объявлялись решения Тёре или князя.

Но главной функцией сельской площади был обмен новостями, и именно сюда являлись гонцы, вестники и т. д., чтобы через мальчишек сообщить важную весть. На ныгыше учились правилам поведения и всегда можно было спросить у старых мудрых людей о том, как вести себя или как поступить в сложной ситуации. Сюда мог прийти любой человек, говорится: Ныгъышны кирити жокъ - «У ныгыша нет замка». Одним словом, ныгыш был центром общественной жизни. Поэтому и утверждается, что село, в котором нет ныгыша, нельзя назвать селом. Конечно, такое место притягивало к себе человека говорливого и отталкивало нелюдимого, названных в изречении двумя глупцами. Обсуждения и разговоры на ныгыше не имели обязательной силы, поэтому есть речение: «Ныгъыш хапар - багушха - «Речи на ныгыше - в мусор» -из-за того, что в обсуждении вопроса, затеянном на площади, мог участвовать любой и каждый судил и рядил по-своему, а выбрать из множества мнений самое верное затруднительно.

 

15. ОЮН, НЁР - ИГРЫ, ЗАБАВЫ

 

Оюннга да ой керек, Андан сора бой керек.

Биреу атышып хорлар, Биреу айтышып хорлар.

Оюн оюн болса да,

Боюннга ургъан оюн тюйюлдю.

Атынгы ёчге салма, Къарынынг бла ёч алма.

Ёч алмадым деп жарсыма, Кёл салмадым деп жарсы.

Ёреликге эр юйретир, Нёгерликге нёр юйретир.

Кюле-кюле, сёз чыгъар, Ойнай-ойнай, кёз чыгъар.

Тутушханынг атанг эсе да —

жыкъ.

Таулу жашны — тогъуз нёрю.

Ёч алгъаннга ёч жетмез. (Сабийлеге, тиширыулагъа берирге керекди.)

 

Для игры нужен ум, А потом уже рост.

Кто-то побеждает в стрельбе, Кто-то в острословии.

Игра игрой,

А ударить по шее — уже не игра.

Не ставь на кон своего коня, Не завоевывай призы брюхом.

Не горюй, что не получил приза, Горюй, что не вложил душу

(всех сил).

Единоборству научит герой, Товариществу — игра.

Из шутки может вспыхнуть ссора, В игре можно потерять глаз.

Соперника, даже если это отец, —

повали.

У горского юноши — девять забав.

Победителю приз не достается. (Должен отдать его женщинам или детям.)

 

Любой народ в прошлом старался разнообразить свою жизнь, избегать гнетущей монотонности повседневности. Одним из средств ее преодоления являлись игры и забавы (их было много, и эта сторона народной культуры еще ждет своего исследователя). Кроме того, игры и забавы являлись средством физического и умственного воспитания детей и подростков, в них закалялся характер, воспитывалось чувство товарищества. Поэтому играм придавалось важное значение. Но, как и во всем, здесь требовалось чувство меры, чтобы дело не закончилось увечьем или ссорой.

Принципиальное требование к участнику любого состязания или игры - быть честным, выполнять все правила, что и выражено в изречении в шутливой форме: если уж вышел бороться с отцом (т. е. признал его соперником), то старайся одолеть и его.

В карачаево-балкарцах, народе с мужским, воинским характером, дух состязательности был силен. Часто заключались, по рассказам стариков, пари. Но ставить на кон можно было далеко не все. Например, это совершенно исключалось в отношении верхового коня, папахи, оружия и пояса, так как они считались неотъемлемыми атрибутами человека, символами чести и достоинства. Нельзя было дорожащему своей честью мужчине заключать такие пари, как съесть ягненка или барана, выпить бочонок пива и т. п. В начале XX века и позже, до эпохи коллективизации (когда все личное оружие конфисковали), популярно было биться об заклад, кто перерубит кинжалом семь (или девять) кусков мыла, поставленных горкой, с одного удара. За мыло платил проигравший.

Принять участие в состязаниях в народных видах спорта считал своим непременным долгом каждый юноша, конечно, выбирая тот вид, в котором мог добиться большего успеха: скачки (чариш), джиги-товка (am оюн), стрельба в цель (илишан атыу), рубка лозы саблей и кинжалом (чыбыкъ кесген), бой на палках (таякъ оюн, къазыкъ оюн), гулоч («клюка, клюшка», игра вроде хоккея с мячом на траве или на льду), толкание камня (къолташ), борьба (тутуш), бег (чабышхан). Как видно, большая часть этих видов спорта направлена на воспитание вполне определенных качеств, а именно воинских.

Очень важно отметить отношение Кодекса к победе или к проигрышу на состязаниях. Проиграть позором не считается - но только в том случае, если участник выложился до конца, сделал для победы все, что было в его силах (вложил душу). Ведь настоящая цель заключается не в том, чтобы победить соперника, а в том, чтобы победить себя, свою слабость, малодушие. Если человек выложился весь - поражения быть не может, он победитель.

Конечно, обычно состязались молодые, неженатые парни, но это нисколько не возбранялось и зрелым мужчинам, например, в игре «гулоч», в которой участники входили в такой азарт, что продолжали играть и в темноте, используя вместо тряпичного мяча, обтянутого кожей, подожженную гнилушку. Наблюдали за игрой и зрители, болельщики обеих команд, кликом «Ий-хо-хо!» поддерживая их.

Очень интересным было состязание къазыкъ оюн, къазыкъ уруш «бой на шестах, на палках». Использовались палки длиной 2-2, 5 метра, иногда длиннее. Рассказывают, что искусные бойцы, в случае нападения на них, могли избить или искалечить 6-7 противников. (Последний мастер, владевший секретами и приемами этого единоборства, умер в старости в селении Лашкута, лет 20 назад. - Сообщение Жангоразова Т.) К сожалению, все эти игры и состязания, как и многие другие, ныне совершенно оставлены.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал