Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факъырачы - нищий
Адам къолгъа сюйюп къарамайды, Тилей эсе, бермей жарамайды. Ушхууурчу — тамалсыз, Садакъачы — амалсыз. Тёлеген — санап, Тилеген — сыпан. Садакъа бермеучю — садакъа тийишли. Факъырачыны къапчыгъы тешик. Садакъачы ач жыл къысар. Факъырачыны дауу жокъ, Дауу жокъну — жауу жокъ.
Человек нищенствует не по своей воле, Если он просит, не подать нельзя. У нахлебника нет достоинства, У нищего — выхода. Кто платит — считает, Кто просит (подаяние) — испытывает (тебя). Кто не подает нищим достоин подаяния. Котомка нищего дырява (свое занятие не бросит). Попрошаек много в голодный год. У нищего нет претензий, У кого нет претензий, нет и врагов.
В прошлом среди карачаево-балкарцев были рабы и рабыни, крепостные, бедняки и батраки, но нищих не было и не могло быть. Нищета одного человека могла покрыть позором весь его род. Чтобы не потерять уважение в обществе, род считал своей святой обязанностью помочь родичу, потерявшему состояние в силу разных обстоятельств. Состоятельные люди, кроме того, по осени выделяли слабым семьям часть скота (вдовам, сиротам, беднякам) - зекят, согласно шариату. Как уже говорилось выше, просить подаяние для карачаево-балкарцев было совершенно немыслимым делом (в силу национального характера), гораздо хуже смерти. (Показательно, что и в языке нет таких терминов, слова факъыра, садакъа - «милостыня, подаяние» - из арабского.) Однако к нищим отношение было самое гуманное, вплоть до последнего времени. Нельзя вдаваться в рассуждения о том, почему человек просит милостыню, или распрашивать его самого: если просит - подай. Конечно, народ при этом понимал, что нищих не убавится. Объясняли себе нищенство тем, что у человека не осталось никакого другого выхода, тем, что он сломлен, а как и почему - не наше дело, Бог ведает, что там творится в других землях и народах. Более того, нищие рассматривались как посланные самой судьбой для испытания на человечность, милосердие. Неслучайно существует выражение: Факъырачыпы сомун сыйыргъанлай - «Словно у нищего рубль отобрать», определяющее предел морального падения. Не подающий подаяния сам достоин милостыни. Но совсем иначе говорится в Кодексе о нахлебниках, т.е. соплеменниках, эксплуатирующих доброту своих знакомых, родственников и соседей. К ним, в отличие от нищих, отношение презрительное. Оно и понятно - имея возможность работать и жить не хуже других, они выпрашивают, при этом не признавая себя нищими, т.е. притворяются (а ко всякой форме притворства, хитрости, двуличия, позерства, т. е. лжи, как уже говорилось, отношение в народе резко отрицательное). Отсюда, например, прозвище ушхууурчу - букв, «ужинолюб», «являющийся к ужину».
|