Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Къырал - государство
Къыралы болгъан къуралыр, Къыралы болмагъан ууалыр. Жанынгы жалдан сакъла, Къыралынгы жаудан сакъла. Халкъ адамы — халкъ къайгъылы, Къырал адамы — мал къайгъылы.
Имеющие государственность обустроятся, Не имеющие - развалятся. Береги свою душу от зависимости, Свое государство - от врагов. Человек народа печется о народе, Человек государства (чиновник) - о наживе.
Къыранын сакълагъан эрди, Къыралын сакълагъан элди. Къыралын ултхачы ояр, Элин сатылгъан жояр. Эл, бирлешсе, къырал болур, Бирлешмесе, мал болур. Къырал башчыда ой болса, Эллигинде той болур.
Своей клятве верен герой, Своему государству — народ. Государство разрушит взяточник, Народ погубит предатель. Сплотившись, народ станет государством, Если нет — станет стадом. Если у правителя государства есть разум, В его стране будет праздник.
Интересны и мысли древних о государстве (къырал - от къурал - «образовываться, обустраиваться, организовываться»). Предки карачаево-балкарцев были гражданами нескольких исторически известных государств, создавали их и сами (Скифия-Гунния-Хазария, Великая Булгария, Алания, Золотая Орда, Бирсил Къарачай - «Единый Карачай», Беш да Тау Эл - «Пять Горских обществ»). Об активной и давней государственной деятельности свидетельствуют и обширная социально-политическая терминология, и фольклор, и исторические источники. Этот опыт не мог не сказаться и в Кодексе. Государство рассматривается как необходимое условие самосохранения народа в бурном, меняющемся мире. Создание его возможно только через тяжелый путь к единству. Другой дороги нет, поскольку без государственной организации можно превратиться в беззащитную толпу, растворяющуюся под давлением внешних обстоятельств. Поэтому всемерно следует поддерживать, защищать и сохранять его, но на это способен только народ. Государство рассматривается как способ самосохранения и защиты от внешней угрозы, регулятор внутренних процессов (здесь еще раз проглядывает военное устройство традиционного общества). Но Кодекс, говоря о тех, кто призван заниматься всем этим, признает, что быть на высоте своего положения удается не каждому государственному человеку, чиновнику. Разлад в народную массу вносит предатель, государство же разрушается, и тоже изнутри, взяточниками, которые являются государственными изменниками. Эта связь (мздоимство как измена) звучит и в другом изречении. Если верный своему народу человек думает и радеет о нем, то и чиновник, представляющий государство, должен думать об интересах государства. Но он больше печется о личной наживе - и является, следовательно, изменником. Поскольку государство, по существу, есть формальное объединение, выражающее и отражающее, в первую очередь, интересы правящего сословия, то и чиновник относится к нему формально. Кодекс не отождествляет народ и государство, которое для первого является лишь одной из форм организации его жизни и представлено людьми, осуществляющими власть и потому склонных смотреть на население как на средство личного обогащения и преуспеяния, вместо служения ему. Показательно, что в последнем изречении говорится «Если...» - если правитель разумен. А если неразумен, т. е. поглощен только собой? Слово къуллукъчу - «чиновник, служащий, начальник» - происходит от слова къул «слуга»; «крепостной» {къуллукъ - «служба, должность»). Слуга народа становится его хозяином - таков путь, по которому происходит полное отчуждение государства и народа друг от друга.
|