Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мидир - примиритель (миротворец)
Жарашдыргъан - сууаплы, Талашдыргъан — жууаплы. Примиряющий будет благословен, Сеющий вражду будет в ответе. Къанлыны сёзю — бичакъ, Слово кровника — нож, Мидирни сёзю — минчакъ. Слово примирителя — четки. Мидирлеге къайырылма, На примирителей не злись, Эл адетден айырылма. Народный обычай не отвергай. Айта билген — сууутур, Умеющий сказать — остудит, Айта билмеген — къозутур. Неумеющий — распалит. Мидир келсе — сабырлыкъ келир, Ишин этсе — мамырлыкъ келир. С примирителем приходит спокойствие, Если ли справится с задачей - приходит мир.
Акъылы келишмеген Ачыкъ сёзню дау су нар, Терслигине ийилмеген Мидирлени жау сунар. Терсакъылны арбазына Мидир болуп барма.
Несговорчивый человек Открытую речь считает обвинением, Не признающий свою вину, В примирителях видит врагов. Не иди примирителем, Во двор самодура.
Примирители (мидирле) не представляли собой специальную группу людей. Это был обычно князь, к словам которого прислушивались или сельчане, пользующиеся доверием и уважением, умные, рассудительные, влиятельные. Во многом благодаря этому институту кровная вражда у карачаево-балкарцев уже в средневековье сошла на нет. Даже в нарт-ском эпосе вина за убийство не рассматривается как вина всего рода, а только самого убийцы. Идеальный герой эпоса, могучий и бесстрашный Карашауай вообще отказывается от мести за своих сводных братьев, поскольку виновниками вражды были они сами. Основной же причиной отмирания у карачаево-балкарцев кровной мести, неизбежного следствия родового строя, было раннее возникновение тюркских государств - Ски-фии-Гуннии-Хазарии, Великой Болгарии, Алании, Золотой Орды; как известно, государство и родовой строй несовместимы. Но кровная месть продолжала существовать у карачаево-балкарцев в более легкой форме, т. е. виновным признавался не весь род, а только сам убийца, и только с ним и следовало расправиться. Г.-Ю. Клапрот писал (в 1808 году) о карачаевцах: «Если кого-нибудь убьют, его родственники принимают все меры к отомщению за его кровь путем смерти убийцы, что, по их мнению, является единственным средством успокоить душу покойного и свою совесть. Иногда, однако, князь старается примирить обе стороны и приглашает всех родственников с одной и другой стороны; закалывают быка или овцу, которых и съедают, причем выпивают много пива. Дело заканчивается тогда обычно примирением». И далее: «Если же убийство было совершено не преднамеренно, то хотя его и рассматривают как преступление, но примирения легче достигнуть и оно почти всегда удается». Но дело не только в вендетте. Причин для вражды между людьми всегда было предостаточно. Стабилизации жизни общества, его сплоченности и служили примирители. Разумеется, к исполнению этой миссии они приступали после обращения одной из сторон, но могли и отказаться, если полагали, что дело безнадежно. Примирение, достигнутое благодаря мидирам, считалось их большой заслугой, благодеянием. Не выслушать их, ссориться с ними означало уронить свое достоинство в глазах народа, расценивалось как тупоумие и самодурство.
|