Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жалгъан бий - мнимый князь






 

Ырахатлыкъда — бий, Къыйын кюнде — чий.

Болумлу бий — юлгюлю, Болумсуз бий — кюлкюлю.

Къоркъакъ бийге — къул сыйы. Бийни чийи терк чыгъар.

Эшек, махтанып: «Ат бла мен бир атауулданбыз», —

дей эди.

(Иги тукъумуну бетин жойгъан-

нга айтадыла.)

Жангыз терек бау болмаз, Жангыз киши бий болмаз.

Аман бийни — ауузу аман.

Бий сёзюнден бе лги ли.

Бийни бийлиги керек кюнде

билинир.

 

В дни мира — князь,

В дни бедствий — слаб (сырой).

Деятельный князь — пример, Бездеятельный — предмет

насмешек.

Трусливому князю - почет холопа.

Недостатки князя выявляются

быстро.

Осел, похваляясь, говорил: «Я и конь — от одного предка».

(О человеке, позорящем свой

славный род.)

Одно дерево садом не станет, Одинокий мужчина князем не

станет.

У плохого князя — невыдержанная

речь.

Князя видать по речи.

Достоинство князя познается в

опасности.

 

Князь (бий) в иерархической лестнице стоял ниже хана (олия, старшего князя). Это правитель общества или даже одного селения (во втором случае его именуют элмен). В Балкарии и Карачае княжеских фамилий - их родословные восходили к нескольким предкам (Басият, Минболат, Бекмырза, Бердибий и др.) - было относительно немного, не более двух десятков. Интересно, что две фамилии - Сюйюнчевы и их ветвь, Урусбиевы, возводили свое происхождение к вещему Гылым-хану, потомку самого Чингисхана (информатор - Б. И. Урусбиев). Достоинством олия обладали (к моменту присоединения к России) только Крымшамхаловы.

Кодекс различает истинных и неистинных князей, т. е. прирожденных лидеров, и тех, кто только пытается казаться ими. Князь должен знать больше других, быть решительным, умеющим быстро принимать решения, мужественным, умным, деятельным, дорожить своей честью. Тогда его слово подобно закону, непререкаемо.

И снова мы видим, что в Кодексе нет никаких иллюзий насчет власть предержащих и самой природы власти. Князь - это слишком заметная фигура, он всегда на виду, и его недостатки выявляются быстро. Сильно снижал или вовсе лишал авторитета такой порок, как жадность. Один из признаков, по которому судили о достоинстве князя, - его речь. Если она была невыдержанна, все понимали, что князь плохой, неистинный.

В далекие, бурные, опасные времена от главы, князя, зависело слишком многое, чтобы терпеть во главе племени или народа человека, не наделенного должными качествами. За недостойное поведение - насилие, трусость, жестокость, ошибки в управлении и т. п. - его, согласно решению Большого Тёре, могли изгнать, могли лишить княжеского сана (такой случай, например, описан в древней «Песне о Бийнёгере») или даже истребить со всем его родом - за особо тяжкие преступления. Князья долго боролись за отмену этого права Тёре, вплоть до XIX века. А то, что князь должен был до мелочей придерживаться правил этикета, подразумевалось само собой.

Возможно, бывали краткие периоды безвластия (князь умер бездетным или была эпидемия и т. п.), когда вопрос о том, кто возьмет власть, решался с помощью силы, и в одиночку, не опираясь на помощь дружины или рода, добиться власти было невозможно, о чем и говорит изречение.

Княгине Кодекс каких-либо особых функций не придает и особых требований не предъявляет, отказывая ей только в праве на грубость. Но княгини, которые соответствовали народным представлениям о достойном поведении и высоких нравственных качествах супруги правителя, пользовались огромным авторитетом.

Слово бий, вероятно, означало «высокий, высокопоставленный», откуда и слово бийик «высокий, высота, высь». В общем смысле, для обозначения аристократии, применялись термины акъсюек (по народной этимологии - «белая кость», на самом деле это искаженное ахши окъ -«хороший род», или акъ сеок - «белый род»; слово «сеок» в значении «род» сохранилось, например, в алтайском языке), схылты («аристократ», откуда и искаженное название царских скифов, предков кара-чаево-балкарцев, у Геродота - «сколоты, сколты»), басият и т. д. Простонародье именовалось къара халкъ - «черный народ».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал