Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бий сыйы - честь князя
Бий айтханнга мадар жокъ. Элмен айтды — эл айтды. Адет бир да, сый башха. Бийге жумушунг болса, Арбазына кесинг бар. (Сабийни иерге жарамайды.) Бийни жери — тёр. Бийни тою — элни тою. (Элде болгъан эр киши ары жы-йылады.) Бий таягъын жерге къакъса, Оноу битгеннге сана.
Волю князя не выполнить нельзя. Что скажет элмен, то скажет и село. Этикет один, да почет разный. (Князю — один, узденю — другой.) Если у тебя есть дело к князю Ступай на его двор сам. (Посылать подростка было нельзя.) Место князя — на возвышении. Пир князя — пир всего селения. (На него приходят все мужчины в селении.) Когда князь ударяет посохом о землю, Значит, решение им уже принято.
Волю князя не выполнить было нельзя, но не потому, что его боялись, -уздени высоко ценили свое достоинство и никому не позволили бы себя унизить. Но непослушание внесло бы разлад в жизнь общества, началась бы неразбериха. Кроме того, Кодекс по отношению к правителям разного ранга не употребляет слова «добрый, человечный» и пр., он требует от князя только то, что возможно требовать от человека, осуществляющего власть. Нельзя не выполнить его волю еще и потому, что князь такого своевольства не простит. И Кодекс его не осуждает, явно придерживаясь принципа единоначалия (эта же позиция четко и недвусмысленно высказана и в нартском эпосе; можно сказать, что и в эпосе, и в Кодексе царит монархический дух). И, конечно, каков князь, таков и его приближенный. Считалось необходимым для решения важных вопросов собирать на совет самых достойных людей, и князь обычно играл роль председателя. Знаком, показывающим, что он выслушал все мнения и принял решение, был удар посохом о землю. Сидеть на таких советах имели право только князь и старшие, юноши слушали стоя. Мы уже говорили, что главным символом, знаком, графически выражающим образ карачаево-балкарского мышления, является круг с точкой в центре (более поздняя модификация - ромб). Истинный правитель и является этой самой точкой в круге (хал) - в народе (халкъ). Следует отметить, что из аристократической среды вышли многие выдающиеся представители просвещения, науки, литературы, искусства.
12. КЕРТИ ЁЗДЕН - ИСТИННЫЙ УЗДЕНЬ
Халкъ ёзеги — ёзден урлукъ. Ядро народа — узденьское семя (потомство).
Кюн ёзеги — от, Ёзден ёзеги - ёт. Суть солнца — огонь, Суть узденя — смелость.
Къара киши антына ёлмез. (Ёзден антын унутмаз.) Каракиши клятве не изменит. (Вариант: Уздень о клятве не забудет.)
Керти ёзден — нарт кибик, Чаришге барлыкъ ат кибик. Истинный уздень подобен нарту, Подобен коню накануне скачек (подтянут).
Ёзден: «Къайры?» — деп сормаз, «Нек?» — деп апчымаз. Уздень не спрашивает: «Куда?», Не теряется, спрашивая: «Зачем?».
Ёзден сюйген — кёк чепкен. Уздени любят серые чекмени.
Ёзденни эки нёгери — Миннген аты бла эгери. У узденя два товарища -Верховой конь и гончий пёс.
Керти сёзню ёзден айтыр, Жашырмайын кёзден айтыр. Правду скажет уздень, Скажет, открыто в глаза.
Ёзденни ашы бла ойнагъан Башы бла ойнар. Кто пренебрегает угощением узденя, Тот рискует своей головой.
Ёзденни сёзю — эки (не хау, не угъай). У узденя два слова (да или нет).
Ёзден ёлсе — окъ тийип. Смерть узденя — от стрелы (пули).
13. АМАН ЁЗДЕН - ПЛОХОЙ УЗДЕНЬ
Тамгъан суучукъ кезлеу тюйюл, Къызгъанч адам ёзден тюйюл. Вода, текущая по капле — не источник, Скупой человек — не уздень.
Иги ёзден — жыр къайгъылы, Аман ёзден — чыр къайгъылы. Аман ёзден жолда табылыр, Анга тюбегенни эшиги жабылыр. Ёзден къаны болмагъан Атын баудан чыгъармаз.
Хороший уздень думает о песне, Плохой уздень — о наваре (в бульоне). Плохой уздень обретается на дорогах, Кто с ним встретится — пропал (он разбойничает). В ком нет узденьской крови, Коня из конюшни не выведет.
Къоркъакъ ёзден къулдан аман. Трусливый уздень хуже холопа.
В социальной иерархии уздени стояли ниже князей и составляли основную массу народа. Ниже их стояли крепостные (къул) и домашние рабы и рабыни (къазакъ, къарауаш). Сословное деление карачаево-балкарцев было довольно сложным, поскольку эти четыре сословия внутри себя имели еще и другие подразделения. Такое понимание стратификации общества представлено в работе М. К. Абаева, автора очень компетентного, но осветившего этот вопрос лишь мимоходом, поскольку тема его известного очерка «Балкария» (1910 г.) была иной. Уздени делились на две категории: дворяне, именуемые акъ ёзденле «белые уздени», сырма ёзденле «почтенные уздени», уллу ёзденле «большие уздени», къаракиши «истинные мужи»; и свободные общинники, которых именовали просто ёзденле или къара ёзденле «черные уздени». Но вторые не считали себя ниже первых, да и никаких привилегий у «белых узденей» не было - все они, вероятно, потомки дружинников, воинов-профессионалов. Следует отметить некоторую путаницу в сословной терминологии. Например, некоторые авторы считали каракиши следующим после «белых узденей» сословием. Но, с другой стороны, первый балкарский историограф М. К. Абаев всех узденей именует «къаракиши». Истина, вероятно, находится посередине. По сведениям Н. Ф. Грабовского, в Балкарии, например, в год освобождения от крепостного права было около 4700 каракиши. Они являлись свободными людьми, но не имели своих участков (частная собственность на землю у карачаево-балкарцев была с давних времен), поэтому считались арендаторами княжеских полей и покосов. Об этом и говорит Н. Ф. Грабовский: «Зависимость каракишей была исключительно поземельная». Общее количество каракиши и крепостных (кулов, около 2700 чел.) составляло 7400чел. Вычтя эту цифру из общей численности тогдашнего населения Балкарии - 10 100 (карачаевцев в этот же период было около 14 тыс. чел.), получаем цифру 2700 чел., куда входили и князья, и рабы, и первостепенные уздени (владельцы земельных участков). Рабов много быть не могло, в них не было особой необходимости. Нельзя поэтому считать их сословием, как и духовенство. Не могло быть много представителей и аристократии. Вероятно, большую часть из указанных 2700 чел. составляли «белые уздени». С учетом сказанного дореформенная стратификация представляется в следующем виде: 1. Князья и представители княжеских фамилий. 2. Большие уздени. 3. Каракиши. 4. Кулы. Вполне возможно, что М. К. Абаев мимоходом высказал сведения о посословном делении общества в более ранний период истории, когда число рабов было большее, а все уздени именовались «къаракиши» («истинные мужи»), т.е. «больших» узденей еще не так много, чтобы выделять их из общей массы свободного населения. Наличие у последних своих земельных участков говорит о том, что они, скорее всего, получали их от князей за какие-то заслуги, как и позже, увеличиваясь в числе. До начала принятия ислама, возможно, было гораздо более многочисленным и жречество (если судить по дошедшему до нас огромному фольклорному наследию, в создании которого самую активную роль играло именно жречество).
Возможно, стратификация тогда выглядела по другому: 1. Князья и представители княжеских фамилий. 2. Чанка (потомки князей от неравных браков с женщинами уздень- ского сословия; потомков князей от крепостных и наложниц-рабынь (къара къатын) называли туума). 3. Жрецы (байчи). 4. Большие уздени. 5. Каракиши. 6. Кулы (крепостные). 7. Рабы. Не исключено, конечно, что жрецы стояли выше, чем чанка, и что князь являлся одновременно и главным жрецом, совмещая духовную и светскую власть в одном лице. Возможно, предложенная здесь стратификация общества имела место и в государстве Алания, где над князьями возвышался царь. После разгрома Золотой Орды Тамерланом и геноцида, учиненного им в Алании, общество вернулось к более простому устройству, а на месте Аланского государства появились отдельные княжества (общества), связанные друг с другом в некое подобие конфедерации. Вновь возникли органы периода военной демократии - тёре, теперь уже представительно-судебные а не просто собрания всех свободных мужчин. В Кодексе довольно подробно обрисован образ настоящего узденя, перечислены достоинства, которыми он должен обладать. Это и мужество, и всегдашняя молодцеватость, подтянутость, прямая, открытая речь, безусловная верность клятве, своим товарищам и товариществу, забота о посмертной или прижизненной славе, верность узденьским традициям, и конечно, щедрость (простая, материальная); если разбойник и обжора все же названы «плохими узденями» - они могут еще исправить свое поведение, то скупой человек - вообще не уздень, как и малодушный. Самой достойной смертью для истинного витязя-узденя считалась смерть на поле боя, причем даже не от кинжала или сабли (что означало бы проиграть в единоборстве или быть заколотым), но пасть именно от стрелы или от пули, сражаясь стоя. Это признавалось наилучшим концом и для князя - как и уздень, перестав участвовать в набегах, он признавал свою старость и слабость (что для узденя считалось предосудительным). Такое отношение к смерти и понимание своей роли ярко отразились во многих историко-героических песнях, например, в песне «Чёпеллеу Загаштоков», «Бекмурза и Кайсын» и др. Суть истинного узденя - быть воином; мужество не должно было покидать его никогда. Если его неожиданно вызывали, будь то знакомые или незнакомые люди, в любое время суток, он молча собирался и ехал. Он не имел права отказаться от поединка или от участия в набеге по призыву князя, не выйти по тревоге на оборону селения и т. д. Не случайно клич гласил: Анты болгъан къара киши, атлан! - «Истинные мужи, имеющие клятву, - по коням!» Разумеется, это не означало, что уздени не занимались обычным трудом. Именно их труд и обеспечивал благосостояние общества, поскольку они и составляли основную массу. Зависимое население во время освобождения от крепостного права (на Кавказе - в 1866 году) составляло приблизительно 30-35 процентов. Слово ёзден, вероятно, от ёз «сам, свой» - «самостоятельный», или «исконный».
|