Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синтаксический ярус
Словосочетание 1. Как и в ОДС, в ПС обилие устойчивых словосочетаний, что является знаком выражения стандарта. Например, эстафета поколений, уровень жизни, положить конец, вести борьбу, бандитское нападение, грязная война, гражданский долг, нерушимая дружба, на мировой арене, пролить свет, встреча на высшем уровне, совещание в верхах, правительственный кризис, с позиции силы, проектные рубежи, люди доброй воли, на общественных началах, миролюбивые силы, желтая пресса, марионеточное правительство, добрая традиция, кровавый переворот. 2. Часто используются перифразы, многие из которых превратились в штамп: голубое топливо (газ), белое золото (хлопок), черное золото (нефть), ледовые бойцы (хоккеисты), воздушный мост (авиалиния), рукотворная река (канал). 3. Аналитические обороты в роли сказуемого: вести борьбу (бороться), принять участие ( участвовать ), возлагать надежды ( надеяться ), одержать победу ( победить ), принять решение ( решить ). В состав сказуемого нередко вводится определение: возлагать большие надежды, принять единственно правильное решение. 4. В информативных жанрах преобладают именные словосочетания, во-первых, с согласованным определением: низкие трудовые показатели, сложная политическая обстановка, во-вторых, с несогласованным определением (при управлении): резервы повышения качества, расширение участия масс в руководстве делами государства. Используются объектные, атрибутивные, обстоятельственные словосочетания. 5. Средствами синтаксической компрессии, как и в НС и ОДС, являются причастные и деепричастные обороты, предложно-падежные и инфинитивные конструкции. Предложение 6. Синтаксис представляет собой синтез сложных и простых конструкций, книжных и разговорных, что обусловлено спецификой конкретного жанра, а также функцией подстиля: информативной или экспрессивной. В передовой статье, международном обзоре, лекциях на общеполитические темы преобладают сложные конструкции. В очерках, репортажах, фельетонах – разговорные. С информативной функцией связано употребление осложненных, распространённых, сложных предложений, в основном полных, двусоставных, односоставных, безличных неэмоциональных, пассивных конструкций со сказуемым, выраженным страдательным причастием прошедшего времени в краткой форме или формой возвратного глагола: открыт новый музей; строится химкомбинат. Такие формы служат средством объективизации, отражают коллективный характер речи. 7. С экспрессивной функцией связано употребление конструкций разговорного синтаксиса: 1) короткие простые предложения; 2) сложные мало осложненные; 3) характерны присоединительные конструкции, особенно с помощью союза и; 4) вопросно-ответное изложение; 5) риторические вопросы; 6) восклицания; 7) прямая речь. 8. Экспрессивные зачины в виде сегментированных конструкций с указанием темы, места, времени, обстановки действия: «Командный пункт центра дальней космической связи. Неоновые цифры мерно вспыхивают на его серебристой панели»; 9. Та же функция и у номинативных предложений, обычно оформляющих зачин очерка, репортажа, для которых характерна номинативность стиля; 10. Парцелляция – речевая презентация предложения в виде сегментов. Парцеллируются обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, обособленные члены предложения, обстоятельства и дополнения, повторная лексема, однородные члены, части сложного предложения и другие. При парцелляции придаточной части главная часть автосемантична: «Я никогда не забуду этого человека. Потому что он оказал мне большую услугу». Одновременно с парцелляцией встречается интеграция синтаксических структур. Обычно интегрируются вводные предложения с дополнительной информацией; могут объединяться и несколько предложений в одно сложное. Все вышеописанные средства синтаксиса типичны для жанра репортажа, очерка, а также широко представлены в художественной литературе. В этом в частности проявляется общность публицистического и художественного стиля. 11. Сложное синтаксическое целое (ССЦ, прозаическая строфа) В публицистике наблюдаются строфы как с цепной, так и с параллельной связью. Первый тип встречается в основном в информативных жанрах; второй сближает экспрессивные жанры публицистики с художественной литературой и ораторским подстилем. Г.Я. Солганик выделяет цепные строфы с зачинами, имеющими прямой порядок слов и способствующие лаконичному выражению мысли: (подлежащее – сказуемое - дополнение.); цепные строфы с зачинами, выраженными предложениями с именным составным сказуемым и служащими обобщению мысли; цепные строфы с зачинами, начинающимися дополнением или именной частью сказуемого; цепные строфы с повествовательными зачинами, которые обычно начинаются с обстоятельства времени или места (Время и место – важные композиционные части публицистического стиля, связанные с его информативной функцией. Обычно такой зачин содержит обобщающую мысль, сообщение); цепные строфы с модальными зачинами (Их формируют вводные слова, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, междометные обороты, диалог, слова категории состояния и инфинитив, 2-е лицо глагола в обобщенном значении, форма предложного и дательного падежа личного местоимения Я, форма возвратного глагола и форма глагола 1 лица); цепные строфы с временными зачинами с препозицией сказуемого и отсутствием второстепенных членов, которые употребляются в повествовании с изображением общего фона. В роли препозитивных сказуемых – глаголы бытия, становления, протекания действий. По сравнению с цепными (нейтральными) параллельные строфы больше способствуют украшению речи, созданию её экспрессивности, эмоциональности. Один из способов связи в параллельной строфе – синтаксические стилистические фигуры. В публицистике используются прозаическая строфа, основанная на синтаксическом параллелизме предложений. Отдельно следует сказать о кольцевых строфах, состоящих из почти или полностью совпадающих зачина и концовки. 12. Композиционные блоки Зачин должен удержать внимание, выразить авторскую целеустановку. Отсюда разнообразие видов зачина: зарисовка (сюжетная, портретная, пейзажная); художественный фрагмент (цитата, диалог, воспоминание) и другие виды нестандартного начала. Начальные фрагменты публицистического текста оформляются одним из типов зачинов; финал - такими средствами, как: · Открытое указание на финал. · Заключительное вводное слово. · Специальные языковые связки. · Обобщающее слово. · Смысловой повтор начальной фразы текста. · Переход от одного типа изложения к другому. Важным композиционным элементом публицистического текста является заголовок, который должен сочетать информативную, оценочную, экспрессивную функции. В качестве заголовков используются разговорные конструкции, фразеологизмы, риторические фигуры, парадокс, афоризмы.
|