Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово






Сведения об авторе. История создания повести.

Смысл названия.

Тема. Автор о теме.

4. Кто такие Кузьменыши? Что вы знаете о них?

5. Как вы относитесь к начальству детдома, в котором жили братья?

6. Как показывает автор нравы того времени?

7. Какие страницы рассказывают нам о конфликте в Чечне? С чем связан этот конфликт?

8. Как раскрывается тема «Дети и война»? На каких страницах? Видна ли позиция автора?

9. Каким показан Кавказ в повести? Прочитайте лучшие страницы.

 

· Ученики готовились неделю. Основную часть вопросов освещали они, но учитель готовил вопросы тоже. Свои сообщения по вопросам сдали на оценку. оценка за устное выступление по вопросам ставилась отдельно.

· К уроку готовилась презентация. Она прилагается к снятому на видео уроку.

 

 

Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были, оплатили
Мы платой самою большой…
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой.

А.Твардовский

 

Вступительное слово

Искандер: Все вы, вероятно, прочитали повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. По словам ее критика Л.А. Жуховицкого, - … повесть о том, как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Это идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли на вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю…

Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных детей страшной войны. Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…

Гузель: Пересказывать повесть бессмысленно, ее нужно читать. Она реалистична, быт в ней убедителен и точен, кровь выглядит как кровь и грязь как грязь. И трудно уловить ту грань, за которой обычно проза становится легендой.

Финал повести потрясает. Взрослые граждане одной державы, но разных национальностей братаются. Русский мальчик и мальчик-чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они, надрезав пальцы, смешивают кровь.

Все люди братья. Нелегко вспомнить книгу, где эта мысль, столь часто, увы, подвергающаяся сомнению, была бы выражена с такой художественной мощью.

О том не пели наши оды,
Что в час лихой, закон презрев,
Он мог на целые народы
Обрушить свой верховный гнев.
(из поэмы Твардовского “По праву памяти”)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал