Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мальчишкам было по 11 лет. Но они уже научились сдерживать слезы. Ребятам из некоторых детдомов дали в дорогу даже тушенку.
Тимур: «Сашка подумал: рот бы себе чем заткнуть, чтобы не закричать не зареветь от голода на весь вагон! Не из-за банки тушенки – это недосягаемая мечта. Он думал про директора- суку из Томилина, которому велели письменно, это по чужим разговорам стало ясно, дать им хлебный и прочий паек на пять суток! Где плюгавенькая совесть его была, ведь знал же он, что посылает двух детей в голодную многосуточную дорогу». Опять Сашка напряг свой мозг и придумал, как добыть хлеб на дорогу. Реализовывать план будет Колька. Он ловкий, сумеет убежать вовремя. «В Воронеже была очередная стоянка поезда. Ребята вышли на рынок. Конечно, они рисковали. Неспешно проходили они по рядам. У Кольки из кармана красная тридцатка выглядывает, а там за тридцаткой и еще какие-то бумажки синеют… В том-то и была Сашкина затея, чтобы на весь рынок торчала из кармана драгоценная тридцатка, а рядом напихали обрезков из пачки папирос «Беломорканал»… Поди разгляди с ходу, пачка и пачка, и видно по тридцатке, что деньги торчат.»Натуральную тридцатку выставлять опасно, свой брат жулик легко мог бы поживиться. Но и это было учтено. Колька барином идет, тридцатку демонстрирует, а Сашка сзади караулит, глаз с нее не спускает, оттирает, если кто прицеливаться станет. Левон: Наконец они увидели то, что искали – хлеб. Помолились братья про себя: «Господи! Не отдай никому это хлеб, пока время не подойдет. Отведи в сторону, господи, тех, кто мог бы до нас это белое чудо - юдо схавать…Ты же видишь, господи, что нам дальше нужно ехать…» Подошел Колька к прилавку. «Из отрубей, что ли, хлеб?» - «Сам из отрубей! Батон пшаничный! Глядеть надо лучше!»- «Ну и почем?» - «Сто пятьдесят». - «Сто!»- «Сто сорок» - «Сто двадцать»- «Ладно». Взял Колька батон и засунул в карман с деньгами. Да и 2 куска меда взял в придачу. Вот и критический момент. Поезд стал отходить от станции. Ребята бросились бежать». Этот батон они растянули на несколько дней. А потом поезд сделал вынужденную остановку напротив огородов. Голодные беспризорники опустошили землю. Ели даже незрелые подсолнухи и зеленые кабачки. Потом все заболели. Колька едва не похоронил Сашку. Но Сашка все же выжил и, с трудом подняв голову, смотрел на Кавказские горы. Всех беспризорников определили в колонию. Но кормить их никто не собирался они были предоставлены себе. Снова поднапрягся Сашка. Придумал, как попасть на склад, как выменять пальто и шапку на продукты. Помог им бывший проводник их поезда Илья. Он напоил ребят водкой и рассказал им, что здесь их никто не ждал. А везли их для того, чтобы заселить эту пустую землю. Кузьменыши понимали, что счастье их не ждет, но надо было как-то жить.
Гашиков: Здесь ждали их приключения: · Пожар в колонии. · Участие в концерте для местных жителей. · Работа на консервном заводе, где они наконец-то поели от души фруктов и овощей и даже стащили 11 банок повидла. Конечно, план был Сашкин. · Побег откладывается из-за Регины Петровны и ее двух маленьких сыновей. Добрые Кузьменыши решили помочь им. · Они подкармливают мальчиков повидлом. Ждут.
· Умный Сашка решил, что больше воровать нельзя: «Они шакалы, а мы – приличные воры. У них нет меры, нет совести. В краже совесть тоже нужна. Себе взял, оставь другим. Умей вовремя остановиться. Тогда это не кража а дележка..» Сашка был прав. Колонистов поймали на краже и отстранили от работы. · Прошло 2 месяца. Разбойники опять напали, взорвали машину с женщиной-шофером Верой, подожгли дом. · Регина Петровна забирает Кузьменышей с собой. Они должны кормить корову, убирать урожай и посылать это в колонию на прокорм.
· Аделина: Впервые Кузьменышам Регина Петровна решает сделать стол и отметить их день рождения. Что это такое – ребята не знают и очень волнуются. Этот день назначили условно – 17 октября. Никогда не видели они такого изобилия: американская тушенка, арбуз, виноградное вино… · Утром Кузьменыши повезли в колонию продукты и обнаружили, что все разгромлено, убит директор, нет никого. Это месть местных чеченских разбойников. · Страх владеет детьми. Они увидели всадника и побежали. Сашку поймали и зверски убили. · Кольку спасает чеченский мальчик Алхузур. Он становится его братом. Они породнились кровью. Теперь никто не может разлучить их. На допросе это понимает и Регина Петровна, и кагэбешник, намеревавшийся забрать Алхузура. Колька стоял на своем – он брат. · Снова отъезд. Куда везут детей – никому не говорят. Секрет. Только в поезде вспомнил Колька о том, как они ехали с Сашкой недавно на Кавказ и заплакал, уткнувшись в плечо Алхузура.
Как вы относитесь к начальству томилинского детдома?
Алмаз: Владимир Николаевич Башмаков– так звали директора. «Он морил нас голодом». Директор устроился неплохо, живя в военное время около этих детей-сирот. Он не только питался сам, Не утруждая себя заботой об этих детях, но и кормил своих многочисленных родственников: «Около директора не только собаки, не только скотина кормится, там и родственников и приживальщиков понапихано. И всем им от детдома таскают… Детдомовцы сами и таскают. Но те, кто таскает, свои крохи от этого имеют» «Директорские звери-собаки вымахали ростом с телят». Но перепадало и работникам РОНО, поэтому все и молчали. В стране голод, лишний кусок всем нужен. Дети воспринимали его как наполеончика с коротенькими ручками и властным характером, обожавший «накрутить очередному воспитаннику несколько смертельных суток». Любимая фраза его: «Без обеда, без ужина, без завтрака, без обеда!» «И душа сжималась от ноющего предчувствия, слыша приговор: сколько раз обернет он этот список голодным поясом вокруг тебя!»
Мальчики не могли забыть о том, как они голодали (129):
«За крошечку сахарина продавались в рабство, с листьев, рискуя головой, слизывали, забравшись на липу, по весне сладкий сок… Ели мороженую картошку – не только из-за голода, из-за сладости. О конфетах лишь легенды рассказывали, никто их в глаза не видел. Да и варенья никто видывал тоже».
Инсаф: Особенно возмутителен факт о том, что директор не выдал паек Кузьменышам, который был положен отъезжающим детям. Этим он обрек их на жестокий голод, а может, и на смерть. Если бы братья не проявили смекалку, не обокрали на рынке крестьян, неизвестно как сложилась бы их судьба. И сердце не дрогнуло у директора. Он думал только о себе. Совсем другим был директор колонии на Кавказе. Это Мешков Петр Анисимович. Дети называли его ласково «Портфельчик». Он был заботливым, старался достать пропитание для детей. Это видели и его любили. Он не терял головы, не пытался уйти от проблемы, а старался решить ее: ездил в район, доставал продукты, обивал пороги казенных учреждений. Выпрашивал рабочие места для старших детей на консервном заводе, где детей могли накормить. Мешков был честным человеком и поэтому многое не замечал. Он не предполагал, что столько варенья его воспитанники могли наворовать на консервном заводе. Любимая его фраза: «Это ведь непонятно что происходит…» Именно так говорил директор, обнаруживая очередную шалость своих воспитанников. Конечно, он был наивным человеком, но добрым, заботливым. Жаль, что убили его местные жители, мстя за свою поломанную жизнь.
Много добра принесла мальчикам и Регина Петровна. Она заметила братьев, поняла, насколько они беззащитны, и старалась опекать их. Мальчишки платили ей такой же любовью. Они заботились о ее сыновьях, кормили их вареньем с консервного завода. Они даже отложили побег из-за Регины. Нельзя было бросить ее и маленький ее сыновей, пока она больна. Надо дождаться выздоровления Регины Петровны. Регина Петровна не подвела Кузьменышей, она поняла, как страдал Колька, потеряв брата. Поняла, что для него вновь обретенный брат дорог, как и Сашка. Она соврала при допросе, что Алхузур – это родной брат Кольки.
|