Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы целесообразно начать с уяснения правовой
Изучение данной темы целесообразно начать с уяснения правовой природы власти Президента России. Следует отметить, что в юридической литературе нет единого мнения по этому вопросу. Ряд авторов считают, что глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти (О. Е. Кутафин, Е. И. Козлова). Большая группа ученых признает наличие в российской системе разделения властей четвертой самостоятельной ветви государственной власти — власти президентской (Г. Н. Чеботарев, Е. И. Колюшин, В. И. Радченко). И, наконец, третья группа исследователей утверждает, что Президент Российской Федерации выступает фактическим главой исполнительной власти (В. Н. Суворов, А. А. Безуглов, С. А. Солдатов). Для того чтобы выработать собственное мнение по данной проблеме, необходимо проанализировать аргументы сторонников каждой из указанных точек зрения. При этом особое внимание рекомендуется уделить анализу ст. 10 и 11, а также положениям гл. 4 и 6 Конституции РФ. Характеризуя место Президента РФ в системе органов государственной власти России, следует иметь в виду, что правовой статус главы государства определяется не только Конституцией РФ, но и рядом федеральных и федеральных конституционных законов, а также постановлениями Конституционного Суда РФ. В рамках подготовки ответа на первый вопрос рекомендуется также изучить историю становления и развития института президента в России. Нормативной основой обсуждения второго вопроса является федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и положения гл. 4 Конституции РФ. Поскольку вопросы избирательного права и процесса уже рассматривались на предыдущих семинарах, в данном случае следует дать общую характеристику выборов главы государства, заострив внимание на их особенностях. В частности, имеет смысл еще раз повторить, какая избирательная система применяется на выборах Президента РФ; рассмотреть порядок назначения выборов главы государства и особенно порядок выдвижения и регистрации кандидатов на эту должность. В соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Текст присяги и порядок ее принесения регламентированы ст. 82 Конституции Российской Федерации. При подготовке ответа на третий вопрос темы следует исходить из того, что функции Президента Российской Федерации — это основные направления его деятельности, а полномочия — это права и обязанности главы государства, необходимые для выполнения возложенных на него функций. Основные функции главы российского государства закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Там, в частности, установлено, что Президент Российской Федерации: 1) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; 2) в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Поскольку Президенту Российской Федерации предоставлены достаточно широкие полномочия, то при обсуждении лучше всего классифицировать их по сферам взаимодействия главы государства с органами законодательной, исполнительной и судебной властей. При рассмотрении вопроса о понятии, видах и системе правовых актов Президента России рекомендуется обратить внимание на следующие наиболее важные моменты: 1. В принятии правовых актов Президент Российской Федерации реализует свои полномочия. 2. Юридическая сила правовых актов главы государства неодинакова. 3. По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента Российской Федерации делятся на нормативные и индивидуальные. 4. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации определен специальным указом главы государства. При подготовке по пятому вопросу темы надо исходить из того, что Администрация Президента Российской Федерации создана в первую очередь для того, чтобы обеспечивать реализацию полномочий главы государства. Опираясь на положения указов Президента Российской Федерации «Вопросы Администрации Президента Российской Федерации» и «Об Администрации Президента Российской Федерации», следует дать полную характеристику целей деятельности администрации главы государства, рассмотреть ее структуру и порядок формирования. Далее следует изучить правовые основы деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Государственной Думе и Совете Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, а также рассмотреть порядок их назначения на должность и освобождения от должности. Обсуждение шестого вопроса темы следует начать с перечисления всех существующих советов и комиссий при Президенте Российской Федерации. После этого надо дать краткую характеристику каждого их перечисленных органов (цели деятельности, порядок формирования, состав). При этом имеет смысл заострить внимание на деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и Государственного Совета Российской Федерации. Подготовку ответа на последний вопрос темы рекомендуется начать с рассмотрения понятия неприкосновенности главы государства. Для более глубокого уяснения сути данного вопроса рекомендуется обратиться к монографии профессора О. Е. Кутафина «Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации». Переходя к изучению оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, следует знать, что таковых всего три: 1) отставка; 2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешение от должности. На семинаре рекомендуется обсудить юридические способы оформления отставки Президента РФ, в том числе конкретный пример из конституционной практики — отставку Б. Н. Ельцина в 1999 г.; понятие стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия и процедуру установления этого факта; порядок отрешения главы государства от должности и роль в этом процессе Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, надо уделить внимание рассмотрению еще одного значимого вопроса: исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей главы государства.
Рекомендуемая литература.
1. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: Эволюция конституционно-правового статуса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1. 2. Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: Проблемы, требующие юридических усилий // Законодательство. 1999. № 2. 3. Барышникова В. В. Решения Совета Безопасности Российской Федерации: Понятие, правовая природа, виды и юридическая сила // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6. 4. Граф И. В., Жаромских Д. Г. Указы Президента законодательного характера: Практика Российской Федерации и опыт конституционного регулирования в зарубежных странах // Конституции России 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2003. 5. Кайнов В. И. Конституционно-правовой статус Президента России: Теория и практика. СПб., 1999. 6. Котенков А. А. Имеет ли Президент право возвращать без рассмотрения федеральные законы, направленные ему для подписания // Гос-во и право. 1998. № 9. 7. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004. 8. Лукьянова Е. А. Указное право как российский политический феномен // Журн. рос. права. 2001. № 10. 9. Лучин В. О., Данилов И. С. Государственный Совет Российской Федерации: Проблемы _____становления // Право и политика. 2001. № 4. 10. Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента Российской Федерации: Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. 11. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента: (Исторический аспект) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1992. № 2. 12. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 1996. 13. Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: Их статус, направ- ленность, содержание // Журн. рос. права. 1997. № 2. 14. Окуньков Л. А. Президент и Правительство в механизме государственной власти // Журн. рос. права. 2001. № 2. 15. Пчелинцев С. В. Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации: (Теоретические аспекты) // Журн. рос. права. 1998. № 4/5. 16. Радченко В. И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. М., 2000. 17. Чеботарев Г. Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 1997. № 4. 18. Черниловский З. М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Гос-во и право. 1991. № 2. 19. Чиркин В. Е. Президентская власть // Гос-во и право. 1997. № 5.
Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации. М., 2009. 2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7 марта 2005 г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. 3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г.(ред. от 28.12.2010 г.) № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375. 4. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г(ред. от 28.12.2010 г.). № 12-Ф «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617. 5. Федеральный закон от 10 января 2003 г (ред. от 02.05.2012 г) № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 6. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. № 319 (ред. от 6 мая 2000 г.) «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» // САПП. 1994. № 8. Ст. 587. 7. Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2004 г.№490 (ред. от 14.01. 2011 г.) «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 2004. № 6. Ст. 532. 8. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 792 (ред. от 14.01. 2011г.) «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 674. 9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1791 (ред. от14.01.2011 г.) «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 118. 10. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 (ред. от 7.09. 2010 г.) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. 11. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 (ред. от 12.03.2010 г.) «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633. 12. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011 г. №590 «Вопросы Совета Безопасности РФ».//СЗ РФ.2011.№23. ст.4567.
Судебная практика.
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 г. № 55-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 года № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2664. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879. 4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 ста- тьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447. 5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт “б”), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5787. 6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364. 7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118.
Ресурсы сети Интернет.
1. Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации // www.gov.ru 2. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www. kremlin.ru 3. Совет Безопасности Российской Федерации // www.scrf.gov.ru 4. Официальный сайт полномочного представителя Президента Рос- сийской Федерации в Уральском федеральном округе // www.uralfo.ru
Тема 10.Федеральное Собрание РФ- парламент РФ.(4 часа) План. 1.Федеральное Собрание РФ – высший представительный и законодательный орган государственной власти. 2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: а) порядок образования, состав, компетенция. б) внутренняя структура, порядок деятельности. 3.Совет Федерации Федерального Собрания РФ: а) порядок образования, состав, компетенция. б) внутренняя структура, порядок деятельности. 4. Порядок работы палат Федерального Собрания РФ. 5.Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ..
|