Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению темы. Подготовку по теме правильнее всего начать с рассмотрения
Подготовку по теме правильнее всего начать с рассмотрения понятия государственного устройства и сравнительного анализа унитарного, федеративного и конфедеративного государств. Далее необходимо четко усвоить различия между близкими, но не тождественными понятиями федерация и федерализм. Федерация (федеративное государство) — это государственное устройство, состоящее из ряда территориальных образований (субъектов федерации), обладающих самостоятельным политическим статусом в рамках федерации. Федерализм — это совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих в связи и по поводу функционирования федеративной государственности и ее отдельных элементов, а также совокупность представлений о сущности и характере федеративных отношений в рамках данной федерации. Основными элементами федерализма являются: 1) экономический (включая бюджетно-налоговый) федерализм; 2) федерализм как правовое явление; 3) федерализм как политический институт. Обращаясь к истории российского федерализма, следует обратить внимание на тот факт, что при определении основ советской федерации большевиками рассматривалось два диаметрально противоположных проекта — М. А. Рейснера и И. В. Сталина. М. А. Рейснер в качестве основы новой федерации предлагал создавать коммуны, понимаемые как социально-экономические союзы. При этом он категорически отвергал национально-территориальный принцип формирования федерации и был убежден, что субъекты федерации надо образовывать без учета национального фактора. Этот проект не получил одобрения. Исходя из провозглашенной большевиками политики в основу построения советской федерации был положен план И. В. Сталина, предусматривающий образование советских национальных республик — территорий с особым национальным составом населения. Далее необходимо указать статус РСФСР до и после вхождения в состав Союза Советских Социалистических Республик. Отдельное внимание надо уделить этапу становления России как независимого государства, субъекта международного права после развала СССР. При обсуждении второго вопроса темы следует прежде всего охарактеризовать особенности федеративного устройства России и перечислить принципы, на которых это устройство базируется. В числе таких принципов обычно называют следующие: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; 5) равноправие субъектов федерации; 6) построение Российской Федерации на сочетании национального, национально-территориального и территориального принципов. Приступая к подготовке ответа на третий вопрос темы, надо прежде всего усвоить, что конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей России как федеративного государства. Далее необходимо последовательно и подробно охарактеризовать все элементы конституционно-правового статуса России: 1) государственный суверенитет; 2) единая система органов государственной власти; 3) территория и государственная граница; 4) государственный язык; 5) единое гражданство; 6) государственные символы — флаг, герб, гимн; 7) единая правовая система; 8) столица государства. Ответ на четвертый вопрос рекомендуется начать с перечисления видов субъектов Российской Федерации: это республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Затем следует перейти к характеристике особенностей каждого вида субъектов Российской Федерации. Отдельное внимание в рамках четвертого вопроса надо уделить рассмотрению различных аспектов правового регулирования и практики образования новых субъектов в составе Российской Федерации. Нормативной основой обсуждения данной проблематики являются положения гл. 3 Конституции Российской Федерации и федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». При подготовке по пятому вопросу темы следует учесть, что в настоящее время Россия поделена на восемь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный и Северо-кавказский. В каждом из этих федеральных округов назначен полномочный представитель Президента Российской Федерации, а в субъектах федерации — главные федеральные инспекторы. Кроме того, за последние годы на уровне федеральных округов образовано много структурных подразделений различных федеральных органов государственной власти.
Рекомендуемая литература
1. Андриченко Л. В. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. 2005. № 2. 2. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М., 2006. 3. Гончаров И. В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Гос-во и право. 2003. № 12. 4. Добрынин Н. М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. 5. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Проблемы и перспективы // Гос-во и право. 2003. № 11. 6. Добрынин Н. М. Новый российский федерализм и конституционная ответственность: Системный анализ и технократический подход // Право и политика. 2004. № 4. 7. Добрынин Н. М. Финансово-экономическое выравнивание территорий как принцип совершенствования государственного устройства Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2004. № 4. 8. Добрынин Н. М. Новый федерализм и реформа государственного управления // Федерализм. 2005. № 2. 9. Добрынин Н. М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный, системный подход в оптимизации федеративных отношений // Гос-во и право. 2005. № 2. 10. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005. 11. Добрынин Н. М. Федерализм: Историко-методологические аспекты. Новосибирск, 2005. 12. Иванов В. В. Автономные округа в составе края, области — феномен «сложносоставных» субъектов Российской Федерации: (Конституционно-правовое исследование). М., 2002. 13. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. 14. Некрасов С. И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: Специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Гос-во и право. 2005. № 8.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., 2009. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6- ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4916. 3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 11.12 2002 г.) «О языках народов Российской Федерации» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740. 4. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 (ред. от 26.06. 2007 г.) «О статусе столицы Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683. 5. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231. 6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.05 2012 г., с изм. от 01.07.2012 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 7. Федеральный закон от 01. 06. 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199. 8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ(ред. от 06.12.2011г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30, ч. 2. Ст. 9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. № 501 (ред. от 03.08. 2011 г.) «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3956; 2005. № 49. Ст. 5222. 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 725(ред. от 08.12.2008 г.) «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5311.
Судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868. 2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике” // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст.708. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581. 4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728. 5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 15-П ォ По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области”サ // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943. 6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” в связи с запросами Государственного Совета (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1197.__
Тема 7.Избирательная система РФ.(5 часов) План. 1.Выборы в Российской Федерации: понятие, виды, место в системе институтов непосредственной демократии. 2.Избирательное право РФ: понятие, принципы, система, источники. 3.Понятие и виды избирательных систем. 4.Избирательный процесс в РФ: понятие, участники, стадии. 5.Ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ. 6.Референдум в РФ: понятие, принципы, виды и правовые основы. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума в РФ.
|