Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению темы. Термин конституция по-разному трактуется в литературе, но, как
Термин конституция по-разному трактуется в литературе, но, как правило, под ней понимают основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Поскольку это определение носит весьма общий характер, на семинаре рекомендуется сравнить различные, более конкретные трактовки данного понятия, предложенные известными учеными. Далее необходимо выяснить, что понимается под конституционализмом и как это понятие соотносится с понятием конституции. Серьезную помощь при рассмотрении этого аспекта темы могут оказать труды известного специалиста по проблемам российского конституционализма И. А. Кравца. В своих работах он, в частности, отмечает, что понятие «конституционализм» используется сегодня в трех основных значениях: 1) государственное правление, ограниченное конституцией; 2) учение о конституции как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях между собой; 3) политическая система, основанная на конституционных методах правления. При рассмотрении исторического развития Конституции России необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1)Досоветский период развития конституционной мысли в России; 2)Конституции России советского периода; 3)Основные направления развития Конституции РФ в период перестройки и особенности механизма создания Конституции России 1993 г. При ответе на второй вопрос темы надо исходить из того, что юридические свойства Конституции — это наиболее характерные признаки, которые отличают ее от других нормативных правовых актов. С. А. Авакьян к числу юридических свойств Конституции относит: 1) Конституция — основной закон государства; 2) она обладает юридическим верховенством над другими правовыми актами; 3) является базой текущего законодательства; 4) имеет особый порядок принятия и изменения. Ряд авторов добавляют к этим еще одно свойство — особая правовая охрана Конституции, осуществляемая Президентом РФ, Конституционным Судом РФ, прокуратурой и другими органами. На семинаре необходимо тщательно рассмотреть каждое из указанных свойств Основного закона страны. При этом следует обязательно остановиться на вопросе о соотношении понятий «охрана» и «защита» Конституции РФ; обсудить конкретные примеры участия органов государственной власти в охране и защите Конституции. Отвечая на третий вопрос, надо обратить внимание на особенности структуры действующей Конституции РФ. Студенты должны раскрыть значение преамбулы в структуре Конституции и объяснить, почему положениям ее первой главы не могут противоречить другие конституционные нормы. Особое внимание надо уделить анализу функций Конституции, под которыми понимаются различные проявления ее назначения, отражающие роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства9. В учебной литературе традиционно выделяют следующие функции Конституции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая. Подготовку по четвертому вопросу темы рекомендуется начать с определения круга субъектов, правомочных вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. В данном случае необходимо обратиться к положениям гл. 9 Конституции РФ. После этого нужно дать ответ на следующий принципиальный вопрос: что такое «пересмотр Конституции Российской Федерации» и «конституционные поправки» и как они между собой соотносятся? Рассматривая процедуру пересмотра Конституции, следует подробно обсудить проблему образования и деятельности Конституционного Собрания. Какова природа данного органа? Какие существуют предложения по порядку его формирования? Какой может быть структура этого органа и порядок организации его работы, а также статус его членов? При обсуждении второй процедуры — внесения поправок — студенты должны обязательно ознакомиться с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации». В нем, в частности, указывается на новый вид законов — законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Следует подумать над тем, какое место эти законы занимают в иерархии источников конституционного права России. Наконец, после этого надо перейти к анализу внесения изменений в ст. 65 Конституции России, определяющую состав Российской Федерации. При этом на семинаре рекомендуется затронуть все изменения, которые уже вносились в ст. 65 Конституции и которые в скором времени будут внесены в нее в связи с образованием новых субъектов федерации. При подготовке по пятому вопросу студентам рекомендуется воспользоваться работой крупного ученого, судьи Конституционного Суда Российской Федерации в отставке В. О. Лучина «Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации». В работе справедливо указывается на необходимость различения понятий действие и реализация Конституции. На семинарском занятии нужно подробно рассмотреть содержание данных понятий и обсудить все аспекты их соотношения. Да- лее можно проанализировать различные проблемы реализации Конституции России и высказаться по поводу возможных вариантов их решения. Особое внимание стоит уделить выяснению причин существования проблем реализации Конституции и обсуждению возможных способов их устранения.
Рекомендуемая литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современ- ность. 2-е изд. М., 2000. 2. Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: По- тенциал и возможности // Гос-во и право. 2009. № 2. 3. Дмитриев Ю.А. О юридическом значении преамбулы Конституции России // Гос-во и право. 2008. № 12. 4. Кириллов В.Ф. Стабильность Конституции Российской Федерации и попытки ее реформирования // Конституции Российской Федерации 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2003. 5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. М.; Новосибирск, 2000. 6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: (Проблемы теории и практики). М.; Новосибирск, 2002. 7. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Гос-во и право. 1996. № 4. 8. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реали- зации. М., 2002. 9. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как па- мятник эпохи // Гос-во и право. 2004. № 4. 10. Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Кон- ституций 1978 и 1993 гг.: Сравнительный анализ // Гос-во и право. 2008. № 12. 11. Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционно- го правосознания // Гос-во и право. 2005. № 1. 12. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: Теория и практика. М., 1998. 13. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. 14. Чиркин В.Е. Конституция: Российская модель. М., 2004. 15. Шульженко Л.Я. О понятии «правовая охрана Конституции» // Гос-во и право. 2002. № 7. 16. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Гос-во и право. 2008. № 7.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., 2009. 2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» //СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ.2001. № 52 (12). Ст. 4916. 4. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ (ред. от 12 апреля 2006 г.) «Об образовании в составе Российской Федера- ции нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2004.№ 13. Ст. 1110. 5. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке приня- тия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146. 6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 1.12 2007 г.) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. 7. Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного по- рядка» // Конституционное право России. Основные законы и документы XVII– XX веков: Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 372–373. 8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федератив- ной Советской Республики: (Принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 года) // Конституционное право России. Основные законы и документы XVII– XX веков: Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 510–522. 9. Основной закон (Конституция) СССР: Утвержден 31 января 1924 г. II Съездом Советов СССР. М., 1924. 10. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: (Принята 11 мая 1925 года) // Конституционное право России. Основные законы и документы XVII–XX веков: Хрестоматия / Сост.А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 523–537. 11. Конституция (Основной Закон) СССР от 5 декабря 1936 г. М., 1936. 12. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: (Утверждена ХVIII Чрезвычайным Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года) // Конституционное право России. Основные законы и документы XVII–XX веков: Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 538–555. 13. Конституция (Основной закон) СССР: Принята на внеочередной седь- мой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М., 1983. 14. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: (Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.) // Конституционное право России. Основные законы и документы XVII–XX веков: Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. Новосибирск, 2000. С. 556–586. 15. Декларация Совета народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22. 16. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. № 4683-1 «О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 14. Ст. 500. 17. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 г. № 4684-1 (с изм. от 21 апреля 1993 г.) «О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации итогов референдума» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 14. Ст. 501. 18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и граждани- на» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865. 19. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1992 г. № 2225-1 «О Положении о Конституционной комиссии» //ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 369. 20. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 29 ап- реля 1993 г. № 4907-1 «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 696. 21. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 июня 1993 г. № 5110-1 «О порядке согласования и принятия проекта Конституции Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 875. 22. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 ию- ня 1993 г. «Об участии Верховного Совета Российской Федерации в Конституционном совещании, созванном Президентом Российской Федерации» //ВВС РФ. 1993. № 25. Ст. 913. 23. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 ию- ня 1993 г. № 5240-1 «О работе над проектом новой Конституции Российской Федерации» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 27. Ст. 1025. 24. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 ию- ня 1993 г. «О порядке принятия новой Конституции Российской Федерации» //ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1255. 25. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 20 ию- ля 1993 г. № 5469-1 «О работе над проектом новой Конституции Российской Федерацииサ // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 32. 26. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. ォ О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерацииサ // САПП. 1993. № 20. Ст. 1757. 27. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «О созы- ве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // САПП. 1993. № 21. Ст. 1903. 28. Указ Президента Российской Федерации от 16 июня 1993 г. «Об ор- ганизации дальнейшей работы Конституционного совещания» // САПП. 1993.№ 25. Ст. 375. 29. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»// САПП. 1993. № 39. Ст. 3597.__
Судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408. 2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25.Ст. 2304. 4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Рос. газ.1995. 28 дек.
Тема 3.Основы конституционного строя РФ.(6 часов) План. 1.Понятие конституционного строя. 2. Конституционные характеристики России: а)демократическое государство; б)федеративное государство; в)правовое государство; г)республиканская форма правления; д)социальное государство; ж)светское государство. 3. Конституционные характеристики государственной власти и местного самоуправления: а) суверенитет РФ; б) разделение властей; в) органы государственной власти; г) местное самоуправление. 4. Экономические и политические основы конституционного строя: а) конституционные основы экономических отношений в РФ; б) конституционные основы социальных отношений; в) конституционные основы политических отношений. Методические рекомендации по изучению темы
Начинать изучение этой объемной темы следует с уяснения смысла понятий " гражданское общество", " общественный строй", " конституционный строй". Эти понятия тесно связаны между собой, поскольку в совокупности они составляют то, что мы называем обществом. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, обеспечивающих условия для реализации частных интересов индивидов и коллективов. Именно в рамках гражданского общества реализуется большая часть прав и свобод человека. Под общественным строем понимается устройство любого государства, характеризующееся экономическими, политическими, социальными отношениями, лежащими в основе этого строя. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Но необходимо помнить, что наличие в государстве конституции не означает, что это конституционное государство. И в тоталитарных государствах есть конституции. В современном понимании конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву, создает оптимальные условия для функционирования гражданского общества, являющееся непременным атрибутом конституционного государства. Такое государство в полном смысле можно назвать конституционным государством. Безусловно, это идеальная схема. В действительности ни одно государство не реализовало на практике этот идеал, но он является желанной целью для современного демократического общества. Во втором вопросе подробно рассматривается содержание основ конституционного строя РФ. Основы конституционного строя закреплены в гл. 1. Конституции страны. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Российская Федерация – Россия (ст. 1) –есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким образом, в первой статье определяются четыре важнейших принципа конституционного строя. Демократическое государство, выражающееся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления и др. Федерализм, означающий, что Россия состоит из равноправных субъектов единого государства. Проанализируете ст. 5 Конституции РФ. Правовое государство – это государство, подчиняющее свою деятельность праву и главной целью считает обеспечение реальности прав и свобод личности. Республиканская форма правления означает выборность и сменяемость главы государства, что отличает ее от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства. Социальное государство (ст. 7) – государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан. Но социальное государство не означает уравниловки, каждый может зарабатывать благополучие своим трудом, государство должно лишь обеспечить каждому гражданину достойный прожиточный минимум. Светское государство (ст. 14) – государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одна из религий не признается обязательной или предпочтительной, государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. не вмешиваются в дела друг друга. В третьем вопросе говоря о суверенитете государства подчеркните, что суверенитет является важнейшим качественным признаком государства и означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и по отношению к другим государствам. Необходимо также уяснить отдельно содержание понятий верховенство государственной власти и независимость государственной власти. В число конституционных основ РФ входит один из основополагающих принципов демократической организации государства, обеспечения свободного развития человека – принцип разделения властей. Его сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающие друг друга. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже введен в Конституцию РСФСР. Что касается основ организации государственной власти и местного самоуправления, помните, что закрепление системы федеральных органов осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Прокомментируйте ст. 10 и 11 Конституции РФ. Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти, признает и гарантирует его. Рассмотрите содержание понятия – местное самоуправление. В четвёртом вопросе необходимо рассмотреть во всех аспектах экономические и политические основы конституционного строя. Экономической основой является формирующееся социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений (ст. 8). Государство призвано гарантировать свободную экономическую деятельность, и устанавливает определенный порядок этой деятельности, также равноправие всех форм собственности. Определите содержание понятий – частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На тех же основах построены и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы конституционного строя. Особо обратите внимание на п. 1 ст. 3, где " носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". Раскройте понятия: " народ", " народный суверенитет", " представительная демократия", " непосредственная демократия", " референдум", " выборы", " идеологический и политический плюрализм", " права человека" и других составляющих политических основ. Рекомендуемая литература
1. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России / Под ред. В. О. Лучина. М., 2003. 2. Боброва Н. А.Соотношение понятий «правовое государство», «конституционный строй», «гражданское общество» // Российское правовое государство: Итоги формирования и перспективы развития. Ч.1 Конституционное и международное право, теория государства и права: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 14–15 ноября 2003 г.: В 5 ч. / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2004. 3. Бутусова Н. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового ре-гулирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2003. № 6. 4. Бондарь Н. С. Конституционный строй как государственно-пра- вовое выражение гражданского общества России // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2003. Вып. 4. 5. Гражданское общество. Истоки и современность / науч. рук. И.И. Кальной. – СПб.: Питер, 2001. 6. Колупаева, Т.В. Вопросы правовой регламентации религиозных организаций в РФ / Т.В. Колупаева //Право: теория и практика. – 2004. – № 19. – С. 19 – 22. 7. Конюхова В.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: истоки становления и перспективы развития / В.А. Конюхова. – М.: ОАО " Формула права", 2004. – 592 с. 8. Мамонов В. В.Государственный суверенитет и территориальная целостность — главные принципы современной российской государственности // Гос-во и право. 2004. № 4 9. Мамонов, В.В. Конституционный строй РФ: понятие, основы, гарантия / В.В. Мамонтов // Государство и право. – 2004. – № 10. – С. 52 – 56. 10. Русская православная церковь и право: комментарий. – М.: ЮРЛИТ, 1999. – 448 с. 11. Симоношвили, Л.Р. Республика со смешанной формой правле- ния / Л.Р.Симоношвили. – М. Изд-во Моск. гум. ун-та, 2005. 12. Чиркин В. Е. Государство социального капитализма: (Перспектива для России?) // Гос-во и право. 2005. № 5. 13. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ / Б.С. Эбзеев. – М.: ЮРЛИТ, 2005.
Нормативные правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. М., 2009. 2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010г) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 3. Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ (ред. от 06.12. 2011 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1- ФКЗ(в ред. от 28.12.2010 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. 5. Федеральный закон от 19.05.1995№ 82-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 г). «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930. 6. Федеральный закон от 11.07.2001№ 95-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 г.) «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст.2950. 7. Закон РФ от 27.12.1991№ 2124-I(в ред. от 11.07.2011 г.) «О средствах массовой информации» // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300. 8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.12. 2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 9.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. 02.05.2012 г., с изм. от 01.06.2012г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253 10. Федеральныйзакон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 02.05 2012 г., с изм. от 01.07.2012 г.)) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 11. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // Хрестоматия по конституционному РФ. М., 1997. С. 748 – 750.
Тема 4.Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина в России.(4 часа) План. 1. Конституционный статус личности. Международно-правовой базис прав человека. 2.Классификация основных прав и свобод человека и гражданина в России. а)Конституционные личные права и свободы. б) Конституционные политические права и свободы. в) Конституционные экономические, социальные и культурные права и свободы. 3.Гарантии прав и свобод и обязанностей в РФ. Ограничение прав и свобод. Равенство и равноправие. 6. Конституционные обязанности российских граждан.
|