Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идентификация опасностей объекта (производства, трубопроводного транспорта, резервуарного парка) Возможные источники ЧС
Основной причиной возникновения аварийных ситуаций на участках ППМН являются несанкционированные врезки (в т.ч. террористические акты). Данную причину можно отнести к группе факторов «Внешние антропогенные воздействия». Также к этой группе относятся аварии, вызванные повреждениями в результате непродуманных действий третьих лиц вблизи расположения трубопровода, например, сброс якоря в охранной зоне трубопровода. Доля таких аварий по статистическим данным составляет третью часть от общего количества аварий на ППМН (33 %). [2] Также к наиболее значимым причинам аварийных ситуаций можно отнести аварии на ППМН по причинам коррозионного разрушения металла труб вследствие взаимодействия с внешней (агрессивной, коррозионной) средой. На участках ППМН более 80 % сооружений (трубопровод, запорная арматура и др.) работают в агрессивных средах. За последние 10 лет доля аварий по причинам коррозии составила 35 % от всех аварий на участках ППМН. Рис.2 Группы факторов аварийности МН Немалую роль в общей статистике отказов оказывают природные воздействия. Условия эксплуатации ППМН существенно отличаются от линейной части МН. На работу ППМН оказывают влияние следующие факторы: переформирование русла и берегов реки в створах переходов, в результате чего размытые участки трубопровода подвергаются силовому воздействиюпотока, льда, опасности механического разрушения; возникновение и развитие эрозионных зон вдоль прибрежной трассы перехода (растущие овраги, промоины); мерзлота, пучение грунтов, паводки, ледовые заторы и др. [2]
Таблица 1. Среднестатистическая интенсивность аварийных отказов, авари
Последствиями воздействия перечисленных факторов могут быть размыв и всплытие трубопровода в реке, потеря устойчивости в результате разрушения системы закрепления трубопровода и колебаний в потоке, обнажение и подмыв трубопровода при разрушении берегоукрепительных конструкций и т.д. Влияние факторов природного характера на аварийность участков ППМН выше, чем на линейной части МН, из-за особых условий строительства и эксплуатации ППМН. Таким образом, аварийность на ППМН по данным причинам может достигать 15 % от общего числа аварий, против 10 % на линейной части.[2] Немало аварий происходит по причинам возможного брака строительно-монтажных и ремонтных работ при недостаточном контроле − группа факторов «Качество строительно-монтажных работ». К этой группе можно отнести причины, связанные с внешним механическим воздействием, включающим силовое воздействие механических средств при ведении землеройных работ в охранных зонах трубопроводов. Из анализа статистических данных по аварийности на участках ППМН доля аварий по таким причинам составляет 8%. Количество аварий по данным причинам может быть снижено в случае применения метода внутритрубной диагностики при приемке трубопроводов до ввода в эксплуатацию для обеспечения надежности и выявления скрытых дефектов и брака СМР.[2] Также на надежность работы ППМН влияет качество применяемых материалов трубная продукция и фасонные, запорные изделия − группа факторов «Качество производства труб». В силу условий эксплуатации участков ППМН к ним применяются более жесткие требования по выбору используемых материалов, например, более высокий класс прочности труб, большая толщина стенки труб, по сравнению с используемыми трубами на линейной части МН. Количество аварий на участках ППМН по причинам брака оборудования и материалов по вине завода-изготовителя не превышает 5 %. Также как и при осуществлении любой другой деятельности, не исключены ошибки эксплуатации, нарушения требований промышленной безопасности обслуживающим персоналом. Аварии по этим причинам отражены в группе факторов «Эксплуатационные факторы», учитывающей влияние подготовки и слаженности работы персонала, выполнение инструкций, качество средств связи между персоналом и диспетчером и т.д. на возможность возникновения отказов в процессе эксплуатации ППМН. Доля аварий по этим причинам составляет до 4 %. Согласно «Методическому руководству по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах» существуют еще две группы факторов «Конструктивно-технологические факторы» и «Дефекты тела трубы и сварных швов». Оценка данных двух групп факторов возможна только для трубопроводов, эксплуатируемых на протяжении нескольких лет. Поэтому спрогнозировать, а затем оценить факторы влияния на стадии проектирования участка ППМН достаточно проблематично. Таким образом, можно допустить, что факторы влияния этих групп уже учтены в группах, описанных ранее (к примеру: количество дефектов на участке ППМН зависит от коррозионной среды, природных воздействий, качества СМР, что отражено в соответствующих группах). [2] Таблица 2
Анализ групп факторов, влияющих на частоту возникновения аварий на вновь проектируемых участках ППМН, представлен в табл. 2. Далее расчет интегрального коэффициента влияния (Квл) для участка ППМН производится согласно методическому руководству [1] с использова нием соответствующих коэффициентов из табл. 2. В итоге, полученные значения подставляются в формулу 1 для дальнейшего определения частоты возникновения аварий на участке ППМН.[2] Выявление основных причин возникновения аварий на участках ППМН позволило провести анализ существующих факторов влияния для расчета интегрального коэффициента влияния, выявить и оценить только те факторы, которые оказывают непосредственное влияния на аварийность ППМН. Таким образом, процедура расчета интегрального коэффициента влияния для ППМН, а следовательно, и частоты разгерметизации трубопровода, стала более конкретной для участков подводных переходов. Полученные результаты позволяют более корректно проводить анализ риска для участков подводных переходов магистральных трубопроводов. [2]
|