Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ условий возникновения и развития ЧС. Выявление возможных причин возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
В таблице 2 на основании проверок Ростехнадзора статистических данных аварийности магистральных нефтепроводов выделено 8 групп факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций на подводных переходах магистрального нефтепровода.
Таблица 3. Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению аварийных ситуаций на подводных переходах магистрального нефтепровода
| Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций
| Возможные причины аварийных ситуаций
| | 1. Конструктивно-технические факторы
| Нет данных
| | 2. Качество производства работы
| В силу условий эксплуатации участков ППМН к ним применяются более жесткие требования по выбору используемых материалов, например, более высокий класс прочности труб, большая толщина стенки труб, по сравнению с используемыми трубами на линейной части МН. Количество аварий на участках ППМН по причинам брака оборудования и материалов по вине завода изготовителя не превышает 5 %.
| | 3. Внешние антропогенные воздействия
| -основной причиной возникновения аварийных ситуаций на участках
ППМН являются несанкционированные врезки (в т.ч. террористические акты).
- аварии, вызванные повреждениями в результате непродуманных действий третьих лиц вблизи расположения трубопровода, например, сброс якоря в охранной зоне трубопровода.
| | 4. Качество строительно-монтажных работ
| Возникает в следствии механического воздействия, включающим силовое воздействие механических средств при ведении землеройных работ в охранных зонах трубопроводов.
Количество аварий по данным причинам может быть снижено в случае применения метода внутритрубной диагностики при приемке трубопроводов до ввода в эксплуатацию для обеспечения надежности и выявления скрытых дефектов и брака.
| | 5. Дефекты трубы и сварных швов
|
| | 6. Природные воздействия
| -переформирование русла и берегов реки в створах переходов, в результате чего размытые участки трубопровода подвергаются силовому воздействию потока, льда, опасности механического разрушения;
-возникновение и развитие эрозионных зон вдоль прибрежной трассы перехода (растущие овраги, промоины);
-мерзлота, пучение грунтов, паводки, ледовые заторы и др.
| | 7. Коррозия
| аварии на ППМН по причинам коррозионного разрушения металла труб вследствие взаимодействия с внешней (агрессивной, коррозионной) средой
| | 8. Эксплуатационные факторы
| ошибки эксплуатации, нарушения требований промышленной безопасности обслуживающим персоналом.
| | | | |
Таблица 4. Виды аварий и повреждений и причины, сопутствующие этим ситуациям.
Виды аварий и повреждений
| №№ п/п
| Виды аварий и повреждений
| Характерные особенности
| Причины
| |
| Свищи (одиночные)
| Сквозные локальные поражения стенок трубопровода, заводских продольных (спиральных) швов на малой площади
| Коррозионный износ трубопровода, накопление коррозионных повреждений в металле трубы, повышенное содержание солей в водоеме, выполняющих роль электролитов, действия физических лиц (засверловка) с целью хищения нефтепродукта
| |
| Свищи (групповые)
| Сквозные поражения стенок трубопровода и продольных (спиральных) швов площадью до 5 мм2
| Дефекты сварочных работ, дефекты изоляции, дефекты коррозионного происхождения
| |
| Трещины
| Трещины в стенке или сварных швах трубопровода, на соединительных деталях (переходнике и т.д.)
| Концентрация напряжений, обуславливаемых дефектами сварных швов, отклонения геометрического сечения труб выше нормы и т.п., механические повреждения, неудовлетворительные условия опирания на естественные выступы дна или искусственные конструкции
| |
| Разрывы
| Разрывы по целому металлу, по кольцевому монтажному шву, по околошовной зоне заводского (спирального) шва и т.д., сопровождаются деформацией разорванных кромок
| Неблагоприятный режим эксплуатации (резкое повышение давления), низкое качество сварных швов (поры, неметаллические включения, непровары, подрезы сварных швов), расслоение металла, макро- и микротрещины, возникающие от задиров, вмятин, царапин и т.п.
| |
| Пробоины
| Нарушение герметичности в теле трубы вследствие внешнего ударного воздействия на трубопровод
| Воздействие волокуш, якорей, действия сторонних организаций, чьи трубопроводы находятся в одном техническом коридоре, действия физических лиц
| |
| Повреждения
| Различные по происхождению дефекты стенки трубы в виде местных углублений (каверн, вмятин, забоин), гофр, царапин, задиров (повреждений с зазубренными краями), а также сварных соединений: непровары, поры, шлаковые включения, прожоги, подрезы и т.д.;
дефекты изоляционных покрытий: нарушение сплошности покрытия, гофры, задиры, царапины и др.;
отклонения геометрического сечения труб выше нормы;
| Дефекты строительства и изготовления;
| | размыв ложа трубопровода;
| воздействие гидродинамической силы; вибрация трубопровода на провисшем участке;
| | местная эрозия;
| взаимодействие трубопровода с потоком воды;
| | деформация и изменение проектного положения трубопровода
| нарушение устойчивости земляных масс в береговой зоне, вызываемое изменениями прочностных свойств грунтов
|

Рис 3. Дерево отказов для аварий на ППМН
|