![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательных
Индивидуальных Оперативных, краткосрочных установленных (регламентированных) ограниченных и разделенных по видам (точкам зрения) «До» творческих (готовность, приемлемость, идентификация) Групповых, социальных Стратегических Ситуативных, со свободой действия Многомерных, целостных Цели повышения квалификации кадров
Установлению и поддержанию контактов Проведению переговоров новым знаниям методике обучения сотрудничеству с внутренней и внешней средой решению стратегических задач развитию способностей и умению расслабляться отдыху и сохранению хорошей физической формы разнообразно жить и украшать жизнь Рис. 6.7. Цели повышения квалификации кадров Особенности обучения взрослых. Профессиональное развитие — это, как правило, обучение взрослых, поэтому приемы и способы, используемые в системе базрвой подготовки, должны быть модернизированы, так как поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества различных факторов, например: • чем старше обучаемый, тем сильнее развит его индивидуальный подход и его учебная концепция; • роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочетается с ролью взрослого; • взрослые практически не сталкиваются с активными формами обучения (индивидуального и группового направления);
Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 6.8).
Профессиональное развитие имеет ряд существенных признаков: • обучение является процессом постоянного изменения поведения, которое характеризуется активной переработкой воспринятой информации и опыта; • обучение происходит в форме целенаправленного процесса восприятия субъективно и/или объективно нового учебного содержания и сопоставления нОвого с ранее изученным; • обучение происходит планово как международное развитие и неформально как функциональное развитие («естественное научение»); - • обучение зависит от природной и психологической окружающей среды. Следовательно, преподавательская концепция для взрослых включает: 1) работу в малых группах —■ обучаемым нужно предос-, тавить возможность работать парами или в группам; 2) проблемность — исходным пунктом процесса обучения должна быть постановка проблемы из реальной жизни, связанной с интересами и потребностями обучаемых; 3) согласованность и системность целей обучения — учение, понимаемое как изменение поведения, охватывает все аспекты деловой компетентности. Изменение поведения обучаемого возможно лишь тогда, когда это изменение инициировано вместе с ним; 4) ориентированность на имеющийся опыт — эффективное обучение возможно лишь при опоре на имеющийся у обучаемых опыт, что требует гибкости концепции обучения, позволяющей учитывать и отражать опыт обучаемых, а также давать им возможность переходить в автономный режим обучения; 5) нацеленность на самообучение — обучаемые в первую очередь несут ответственность за результаты учебы; преподаватель лишь оказывает им помощь в процессе обучения; 6) обратная связь — обучаемые постоянно получают оценку степени успешности их действий; 7) учебный трансфер — является центральным элементом концепции обучения; элементы, усиливающие такой трансфер, необходимо увеличивать, мешающие ему — удалять. Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности и оперативности внедрения в практику полученных в процессе обучения знаний. Представления о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты на все случаи жизни, несколько наивны. Это можно объяснить следую: щими причинами: во-первых, не изменяются производственные процессы на рабочих местах обучаемых, не вводятся новые технолоТии, не изменяются оргструктуры. Вследствие этого работники вынуждены действовать по старинке. Во-вторых, новые знания, приобретенные в процессе обучения, часто не «сопрягаются» с теми процессами и структурами, в которых работают обучаемые. Отсутствует «стыковка» между теорией и практикой. Поэтому обучение, ориентированное на практику, предполагает глубокое ознакомление с теми процессами и структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с клиентами и коллегами. Несмотря на различие в подходах, важно, чтобы в процессе профессионального развития выполнялись цели организации по сохранению и повышению квалификации каждого сотрудника, которые Необходимы им Длявыпоя- йёНИя настоящих или будугцйх должностных; обязаНно Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.
В основе повышения квалификации лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью (рис. 6.9). Таблица 6.6
|