Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические чертежи моделей
Теоретические чертежи судовых моделей вычерчивают согласно положениям и правилам, изложенным выше. Чертежи старинных и современных настольных и обычных самоходных моделей выполняют в определенных масштабах в зависимости от размеров судна: 1: 10; 1: 20; 1: 50; 1: 75; 1: 100; 1: 150, т. е. модели уменьшены по сравнению с оригиналом соответственно в 10, 20 раз и т. д. Чертежи самоходных спортивных моделей с парусами или мотором выполняют в натуральную величину, т. е. в масштабе 1: 1. Работа с чертежами. Для изготовления частей корпуса и различных деталей их размеры снимают непосредственно с чертежа с помощью линейки, циркуля или копировальной бумаги. Последний прием особенно удобен при снятии полушпангоутов для получения целых шпангоутов. На листе прозрачной миллиметровой бумаги или кальки, достаточном для изображения шпангоута, проводят вертикальную прямую, соответствующую вертикальной оси чертежа корпуса, Совмещают проведенную прямую с вертикальной осью корпуса и копируют контур полушпангоута. Затем лист осторожно сгибают вдоль вертикальной линии и вычерчивают вторую половину шпангоута. Разогнув лист, корректируют профиль по миллиметровой сетке. Получив профиль шпангоута, вычерчивают дополнительные элементы, связанные с его конструкцией (подкрепления и пр.), переносят полученный контур на выбранный материал и вырезают его. Если чертеж построен по шпангоутам, то чтобы «снять» обшивку, достаточно чертежной иглой (шилом) провести вдоль контура на доске второй контур, удаленный от первого на толщину обшивки. Когда невозможно непосредственно использовать готовые чертежи моделей судов, публикуемые, к примеру, в журналах, необходимо выполнять их самим. При выполнении рабочего чертежа используют чертежи, фотографии, рисунки и т. п. Если имеющиеся чертежи не соответствуют выбранному масштабу, их уменьшают или увеличивают посредством ксерографии, фотографии. Это также можно сделать, применив трудоемкий метод переноса чертежа на миллиметровку или сетку, поделенную на квадраты.
Моделисту необходимо знать основные термины, применяемые в судостроении. Как известно, любое судно имеет корпус и надстройки. Корпусом называют основную часть судна, состоящую из каркаса и оболочки. Надстройка — закрытое помещение, располагающееся на палубе от борта до борта. Передняя оконечность судна — это нос, задняя — корма, боковые стенки — борта. Если стать лицом к носу судна, то по правую сторону будет правый борт, по левую — левый. Нижнюю часть судна называют днищем, а балку, служащую основным продольным креплением и связью днища, — килем (киль — мощная и прочная стальная балка — проходит под днищем от носа до кормы и соединяется спереди со стальной балкой — форштевнем, а сзади — с ахтерштевнем). К килю крепятся ребра— шпангоуты. Форштевень, ахтерштевень, киль и шпангоуты составляют набор корпуса судна, который покрывают стальными листами — обшивкой. Горизонтальные перекрытия, которые в жилом доме образуют пол и потолок, на судне называются палубой. В зависимости от размеров судно может иметь несколько палуб. Верхняя палуба — открытая, подверженная действию солнца и воды, — идет вдоль всего судна. На этой палубе размещаются все надстройки. У надстроек могут быть свои палубы. Пространство между днищем и нижним настилом называют междудонным пространством, здесь скапливаются вода, смазки и пр. На судне нет лестниц — есть трапы и сходни, нет окон — есть иллюминаторы. (Основные необходимые судомоделистам термины и определения можно найти в словарике «Кубрика»).
|