Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как совершалось причащение христиан вне Храма в практике древней Христианской Церкви.
Причащение Преждеосвященными Св. Дарами мирянами практиковалось с глубокой древности, на что указывают дошедшие до час различные «чины самопричащения». В своей книге св. новомученик епископ Арсений (Жадановский) «Как причащались древние христиане» повествует: 1) Св. Дары на первых порах посылались на дом всем тем христианам, которые не присутствовали в собрании. Так св. Иустин мученик свидетельствует: «После Приобщения всех верующих в собрании, диаконы относят Причастие тем, которые не были» (Аполог. 1-97 стр.). Позднее стали посылать Св. Дары, главным образом заключенным в темницах, исповедникам и больным. Таковы свидетельства об этом отцов – Киприана (письмо 54), Златоуста (о священстве VI, 4) и постановления соборов – Никейского (пр. 13) и Карфагенского (пр. 76, 77, 78). И если в храме причастие преподавали только священнослужители, то, с другой стороны, миссию доставлять Св. Дары на дом верующим исполняли иногда низшие клирики и даже простые миряне. Так, известен рассказ о священноносце Тарсиусе, который был замучен язычниками за то, что не хотел отдать Тело Спасителя, которое нес (Martyrol. Rom die aug. XVIII. Martigny – 168 стр.). А что Св. Дары пересылались на дом верующим в случае нужды через простых верующих, это видно из рассказа о причащении старца Серапиона. Серапион, отлученный от причащения, при кончине своей просил внука позвать местного пресвитера. Пресвитер отказался идти по болезни, но дал мальчику маленькую частицу Евхаристии, приказал ее по приходе домой размочить и положить в уста старцу. Так мальчик и сделал. Придя домой, он размочил частицу и влил Евхаристию в уста умирающему старцу (св. Дионисия Алек. еп. Из письма его к Фабию, епископу Антиохийскому, в Церковной истории Евсевия кн.VI, гл. XLIV). 2) Более того, самим верующим, присутствующим на Литургии, позволялось брать Св. Дары в дома и там ежедневно причащаться. На этот обычай указывает Тертуллиан (к жене, кн. 2 гл. 5), Киприан (книга о падших, стр. 161), Григорий Назианзин (слово XI о Горгонии), Кирилл Александрийский (Малиновский, 17-18 стр.), Иероним (письмо 50 к Паммахию). Общую же мысль всех этих свидетельств выражает Василий Великий в письме восемьдесят первом к Кесарии. «А что ни мало не опасно», читаем мы здесь, «если кто, во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственною своею рукою, излишним было это и доказывать; потому что долговременнный обычай удостоверяет в этом самим делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Египте и каждый крещенный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя в доме и сам собою причащается, когда хочет. Ибо, когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от Самого Преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает Часть, и приемлющий с полным правом держит Ее и, таким образом, собственною своею рукою подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну Часть, или вдруг многие Части» (Письмо к Кесарии 89). В житии св. Луки Пустынника (ХVI век) описывается уставной порядок домашнего причащения, употреблявшийся в то время. Преподобный Лука беседуя с митрополитом, спросил его: «Владыко, каким образом нам обитающим в горах и пустынях, причащаться Божественных и страшных Тайн, когда мы не имеем ни богослужебного собрания, ни священника?» Митрополит, заметив о важности вопроса, отвечал на это так: «Для начала требуется, чтобы был священник. Он должен положить сосуд с Преждеосвященными Дарами на св. престоле, если это молитвенный дом, или на чистейшем полотне, если это келья. Потом, развернув покров, положишь на нем Св. Части и, зажегши фимиам, пропоем псалмы из типиков и «Трисвятое» с «Символом веры», затем трижды совершив коленопреклонение, сложив руки свои, устами причастишься честнаго Тела Христова, а после причащения тотчас сложишь все оставшееся на покрове Частицы в сосуд со всевозможною осторожностию» (Martigny, 168 стр.). Тоже говорят преп. Феодор Студит и св. Симеон Солунский, добавляя, что после приобщения следует «из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою омыть уста». Но не всегда возможен был такой порядок. Часто верующие жили в одних домах с язычниками – женщины нередко имели язычников мужей, и наоборот. Тогда домашнее причащение совершалось в глубокой тайне без всяких внешних церемоний. Тертуллиан, например, преподает такой совет жене, у которой муж язычник: «...чтобы твой муж не знал того, Что ты вкушаешь тайно раньше всякой пищи» (К жене, 11, 5). В домах Св. Евхаристию хранили в особых сосудах, ценность которых была различна, смотря по состоянию верующих. Св. Киприан первый говорит о домашних Дарохранительницах; он называет их «аrса» – ковчег (О падших, 161 стр.). Этот св. отец рассказывает историю одной женщины, которая желала открыть нечистыми руками свой ковчег, где находилось Тело Господне, но была удержана вышедшим из него пламенем (О падших, 161 стр.). Как долго существовал обычай брать на дом Св. Дары для причащения, мы не можем с точностью указать. Во всяком случае он имел место в VI в., ибо мы видим пустынника Зосиму, причащающим преподобную Марию Египетскую (+521); и даже в VII в., о чем узнаем из Луга Духовного Иоанна Мосха (+622). (См. 30 и 79 гл. Луга Духовного.) 3) Св. Дары, далее, верующие нередко брали с собою в путешествия. Об этом говорит св. Амвросий (de myster. с. 8 п. 48) и Григорий Великий (Собесед. о жизни итал. отцов, кн. 3 гл. 36). При этом бывали случаи, когда путешественники имели Св. Дары под обоими видами. (У. Барония Dialoog. III c. 36. Annal eccl. Loc. cit. – Макария догматик. 223 стр.). Подтверждением этого могут также служить найденные в Риме, в усыпальнице св. Калиста, изображения плетеных корзин с хлебами наверху; в средине этих корзин видны стеклянные сосуды с жидкостью красноватого цвета. (Бердников.) Нам остается сказать, как долго могли сохраняться Св. Дары? В семьдесят девятой главе Луга Духовного Иоанн Мосх рассказывает следующее: один слуга антиохийского купца, державшегося ереси Севера, по обычаю страны получил в церкви в св. Четверток Св. Дары. Завернув в чистое полотно, слуга положил Их в свой шкаф. После Пасхи купцу понадобилось по торговым делам послать слугу в Константинополь. Тот отправился, позабыв про спрятанные в шкаф Св. Дары. Между тем, наступал новый Великий Четверток, а слуги не было. Тогда хозяин, зная о существовании Св. Даров слуги, решился пред указанным днем предать Их огню, но когда хозяин отворил шкаф, то увидел, что Св. Дары произрастили стебли и колос. Из этого рассказа Иоанна Мосха можно заключить, что в его время еще существовал обычай причащаться на дому. Как Причаститься на дому если нет священника. Перед причастием мирянин должен прочитать все известные ему наизусть молитвы, а затем, согласно установившейся практике самому приобщиться таким образом: раскрыв Св. Евангелие, полагают на словеса Божии Св. Дары и затем, не касаясь Их руками, благоговейно восприемлют своими устами, как бы из рук Самого Господа. В случае неимения священной книги Св. Тайны следует класть на белый лист бумаги, который после сжигается. Указанный способ причащения еще более оправдан, когда мирянин пребывает в тюрьме. «Любовь всему научит» – так и поступайте. Должно знать, что в древней Христианской Церкви Таинство Покаяния изначально не было так тесно связано с Таинством Евхаристии, и могло совершаться как вместе, так и раздельно с ним. Однако, следует помнить, что очищение совести через исповедь, является важнейшим условием достойного причащения Св. Христовых Таин. Каждый христианин не имеющий препятствий ко святому причащению, т.е. не отлученный от общения и не находящийся под епитимией, не совершающий особо тяжких смертных грехов, требующих врачевания в Таинстве Покаяния перед отцом духовным, — может приобщиться Тела и Крови Христовой, употребляя чин «скитского», или точнее — «келейного» покаяния, который состоит в подробном исповедании в частной молитве перед Богом возможных согрешений. «Скитское покаяние», таким образом, при условии полного отсутствия священника, вменяется в истинное покаяние. Впрочем, каждому следует руководствоваться более голосом совести, неужели установленному закону. При отсутствии духовника приносить покаяние следует одному Богу и сие вменяется в истинное покаяние, как говорится об этом в Кормчей книге. Стоит отметить, что если кто из верных, приняв Таинство Крещения, не имея возможности быть помазанным св. Миром, имеет возможность причаститься, то может приступить к Святыне. Ибо и апостолы сначала сподобились причастия, а уже после приняли и Духа Святаго. Как быть если христианин не имеет возможности участвовать в Таинстве Евхаристии, по причине ли гонений, уз или иных обстоятельств? – Пусть не смущается он, ибо мы имеем много свидетельств в Житиях святых, когда подвижников и исповедников по вере их, причащали св. ангелы. Даже если кто на смертном одре возжелает причаститься Св. Даров, но по независящим от него причинам не сподобится приобщения, тому одно это желание послужит в награду и оправдание. Но, кто не устоит в чистоте Православной веры, тот унаследует погибель вечную, хотя бы таковой и причащался. При составлении использована библиография: 1. «Служебник»/Известие учительное/, Москва, 2001, стр.383. 2. Сщмч. Арсений (Жадановский), епископ Серпуховской «Как причащались древние христиане», СПб., 1998., стр.26-30. 3. Свт. Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», СПб., 1995., стр.20, 197, 198. 4. Г.И.Шиманский «Литургика: Таинства и обряды», Москва, 2003 стр.147-148. 5. И.В. Гаслов «Современное православное богослужение / Практическое руководство для клириков и мирян», СПб., 1996., стр. 138. 6. «В помощь верным», Москва, 2009 г.
|